Костел на Красноармейской, в котором с 1980 года поселился Национальный дом органной и камерной музыки, строился архитектором Городецким 10 лет – на рубеже 19 и 20 века. Смелая на то время конструкция стоит по сей день, правда – уже не так здорово чувствует себя, как раньше. И нашумевшая верхушка – некогда была одним из сигналов.

– Верхушки нет? Это не новость, – недоумевая по поводу интереса к “сенсации”, встретила нас директор Дома органной музыки Татьяна Стахурская. – Ее нет там уже 7 лет – тогда трубили об этом вовсю, с чего вдруг сейчас…

В конце 90-х прежнему директору вдруг позвонили и сообщили: верхушка левого шпиля наклонилась, причем серьезно. Вместе с инженером пошли проверить – и таки да, издалека этот перекос сразу бросался в глаза.

– Как раз тогда я сменила директора на должности, и эта покосившаяся верхушка “свалилась” мне на голову, – рассказывает Татьяна Николаевна. – А чтобы она фактически не обрушилась на головы киевлян, пришлось ее демонтировать, а шпиль герметизировать, чтоб в него не попадала влага.

Как выяснилось, в крестоцвете образовалась щель, через которую попадала вода. Плюс конденсат, который поднимается снизу. А поскольку железобетон – всего лишь обшивка, внутренняя деревянная основа его напрочь прогнила. Стал вопрос: как снять крестоцвет, ведь высота 30 с лишним метров. Были даже варианты, что это сделают с вертолета. Но в условиях города оказалось проще позвать на помощь верхолазов.

На время последней реставрации левого крестоцвета тоже не было, а второй – с правого шпиля – снимать не пришлось.

– Он в лучшем состоянии, но менять будем, – продолжает Татьяна Стахурская. – Оба, заново изготовленные и уже полностью оплаченные крестоцветы, давно лежат в мастерских Укрреставрации на ул. О.Телиги,6. Я лично была там и видела их: это медные, с облегченным каркасом верхушки. Они выше среднего человеческого роста, чтобы их обхватить, потребуется человека три – это только снизу крестоцветы кажутся такими махонькими. Готово все – осталось поставить. Но когда это случится – никто не знает, ставить их имеет смысл только тогда, когда здание будет полностью отреставрировано.

Пока что с костела сняли леса – реставрационные работы, которые не велись из-за нехватки денег в прошлом году, так и не продолжились.

– Как знать, выделят ли средства в 2007, – сетует Татьяна Николаевна. – Главное сейчас – доделать фасад. Его не покрыли раствором, защищающим от атмосферных осадков и перепадов температуры. Без этого, в принципе, вся работа может пойти насмарку. Я уж не говорю о грибке, который съедает здание. А грохот метро слышен в самом костеле. Так что, даст бог, закончим с главным – там уж и крестоцветы поставим.

 

 


 

Даже власти иногда не всегда знают, куда исчезают памятники

 

В Киеве таинственно исчезало и так же вдруг появлялось немало культовых памятников и элементов знаковых сооружений. Киевовед Александр Анисимов вспоминает, как памятник Глинке, некогда стоявший в Музейном переулке, в 60-х годах тихо перебрался в Мариинский парк. Со старого киевского ипподрома – Печерского, на ул. Суворова, когда-то пропал фонтан, сделанный в советском духе. Долгое время дом с химерами Городецкого стоял без головы змеи. А после последней реставрации некоторые элементы декора и вовсе не восстановили. Из недавнего, помнится нам, пропадало перо с шапки Богдана Хмельницкого на Михайловской площади. И камень в честь инаугурации президента Ющенко, находившийся там же. Чуть ли не самой громкой пропажей можно считать памятник Шолом- Алейхему с ул. Рогнединской, который перед Евровидением-2005 таинственно исчез на… реставрацию. Тогда даже городская власть терялась в догадках – куда он подевался.