Красой и гордостью древнего города на Днепре во все времена были женщины. Даже летописное предание об основании Киева не забыло упомянуть рядом с братьями Кием, Щеком и Хоривом их сестру Лыбедь. Наши землячки своим умом и красотой приносили славу городу, многие знаменитые мужчины только рядом с киевлянками обретали счастье…

КНЯГИНЯ ОЛЬГА (ок. 890 – 969)

До сих пор историкам трудно сориентироваться: где в рассказах о киевской княгине Ольге заканчиваются легенды и начинаются факты. Порой достаточно просто сопоставить летописные даты, чтобы рассыпалось представление, навеянное устоявшимся мифом.

Так, в известном фильме “Легенда о княгине Ольге” киевская “первая леди” предстает молодой и красивой мстительницей за мужа Игоря, зверски убитого восставшими древлянами.

На самом деле Ольга овдовела в 945-м, на шестом десятке лет. И не оскорбленная любовь двигала ею, когда она обрекала огню и мечу древлянскую столицу Искоростень. Умная и властная женщина наконец дождалась престола. Она сразу дала понять своим вассалам, что рука ее куда тверже, чем у покойного супруга, вывезшего ее из Пскова еще девочкой. Княгиня не торопилась расстаться со своими полномочиями даже тогда, когда повзрослел ее сын и наследник Святослав, при котором она формально считалась регентшей. Сын устраивал вдали от Киева побоища с хазарами – Ольга правила в стольном граде.

Самым громким событием в жизни Ольги стал ее визит в столицу Византии – Константинополь. Киевлянка принудила самоуверенных византийцев считаться с ней как с равноправным партнером. Но вместе с тем пошла на решительный поступок ради “интеграции в мировое сообщество” – приняла христианство. И она стала первой женщиной на Руси, причисленной к лику святых. Как церковь, так и светские историки отдают ей должное. А к воссозданному в наши дни на Михайловской площади монументу святой княгини работы скульптора Ивана Кавалеридзе выстраивается очередь молодоженов во время свадебных церемоний.

НАТАЛЬЯ ДОЛГОРУКОВА (1714-1771)

Казалось бы, любимую дочь знаменитого петровского фельдмаршала и сказочного богача Бориса Шереметева ждало в жизни одно только счастье. Совсем еще юной, в 16 лет, она стала невестой горячо любимого ею князя Ивана Долгорукова – блестящего кавалера, фаворита молодого царя Петра II. Однако перед самой их свадьбой царь умер от оспы. Жениху грозила неизбежная опала, но девушка осталась преданной ему и пошла под венец.

Царица Анна Иоанновна ненавидела и преследовала Долгоруковых. Князя Ивана она сослала, затем казнила. Наталья Долгорукова разделила с мужем ссылку и все тяготы судьбы, а после его гибели удалилась в Киево-Флоровский монастырь, где приняла постриг под именем сестры Нектарии. Здесь прошли последние годы ее жизни. Здесь же она написала для внуков мемуары – “Своеручные записки”, ставшие правдивым документом той эпохи. Ее по праву можно назвать одной из самых известных инокинь Киева.

Княгиня завещала монастырю значительные богатства. Похоронили ее у входа в Успенский собор Киево-Печерской лавры. А совершенный ею подвиг любви и верности воплотился в стихах и романах, стал примером для будущих поколений.

ГАЛШКА ГУЛЕВИЧЕВНА (1577-1642)

Родовитая и образованная украинка Галшка Гулевичевна была женой богатого шляхтича и владела обширной усадьбой на Подоле, составлявшем в ту пору основной район Киева. Она была воспитана в православной вере, однако начало XVII века стало периодом настойчивого продвижения в Украине церковной унии, насаждения греко-католической религии. Для защиты православия в Киеве было создано братство. И Галшка пришла ему на помощь. В 1615 году она оформила “фундуш” (дарственную) на свой участок земли, который пожертвовала Киевскому братству с тем, чтобы на нем была обустроена православная обитель и создана школа.

Так началась история знаменитого учебного заведения, которое в дальнейшем прославилось своими традициями, педагогами и воспитанниками по всей Восточной Европе. Для школы Киевского братства много сделал митрополит Петр Могила, и от его имени она потом стала называться Киево-Могилянской академией.

В наше время в “Могилянке” не забывают о заслугах бескорыстной радетельницы украинского просвещения. Рассказы о богатой событиями истории академии неизменно начинаются с благодарного упоминания о Галшке Гулевичевне.

ПРЕПОДОБНАЯ АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ (1838-1900)

Еще одна знаменитая киевская инокиня – урожденная принцесса Ольденбургская Александра Петровна Романова. Великая княгиня вышла замуж за брата императора Александра II. Но тяжелая травма надолго приковала ее к постели. Поэтому она оставила придворную жизнь и перебралась в Киев – место знаменитых православных церквей и святынь. Здесь, на приобретенном участке земли, она в 1889 году основала женскую обитель.

В июле того же года Александра Петровна получила исцеление, вновь встала на ноги. После этого она приняла тайный постриг под именем инокини Анастасии и навсегда осталась в своем монастыре. На содержание обители и устроенной при ней бесплатной больницы августейшая подвижница до конца своих дней отдавала все силы и средства. Построенный по ее воле в монастыре Николаевский собор доныне остается крупнейшим храмом Киева. Наравне с другими сестрами монахиня Анастасия несла послушание, ухаживала за больными как простая сиделка.

Здесь же, в обители, основательницу похоронили. В 2009 году состоялось прославление Преподобной Анастасии Киевской в лике местночтимых святых; ее мощи теперь составляют святыню Покровского монастыря.

ВАРВАРА ХАНЕНКО (1852-1922)

Дочь крупного сахарозаводчика и прославленного мецената Николы Терещенко стала женой юриста и предпринимателя Богдана Ханенко – потомка украинских казацких старшин. Муж увлекался собиранием предметов искусства, и жена неизменно помогала ему. Супруги Ханенко собрали в киевском особняке на Терещенковской, 15, значительную коллекцию художественных сокровищ, в которой были богато представлены образцы как западной, так и восточной культуры.

Богдана Ханенко не стало в мае 1917 года. Варвара Николаевна разделяла его мечту – создание в Киеве общедоступного музея искусств. Она сделала все для осуществления этого замысла. В тяжелейшие годы Гражданской войны вдова сумела сохранить коллекцию от вывоза и разграбления – и передала ее в распоряжение украинской академии наук.

При советском режиме к щедрой дарительнице отнеслись без всякого почтения, отстранили ее от музейных дел. Умерла она в бедности. На могиле супругов Ханенко в Выдубицкой обители долгое время стоял скромный крест от верной горничной Дуняши. Но теперь там установлен достойный памятник, а мы любуемся произведениями Веласкеса, Перуджино, Рубенса и других великих мастеров в Музее искусств, носящем имя Богдана и Варвары Ханенко.

МАРИЯ ЗАНЬКОВЕЦКАЯ (1854-1934)

Жизненный путь Маруси Адасовской (настоящая фамилия знаменитой актрисы) начался в селе Заньки на Черниговщине, в мелкопоместной дворянской семье. Судьба ее складывалась вполне заурядно: замужество за офицером, переезды, гарнизонное общество… Но участие Марии в любительских спектаклях и концертах показало, что она рождена для сцены. И молодая женщина нашла в себе силы круто изменить линию своей жизни. Она оставила мужа, приняла сценическую фамилию от названия родного села – и вошла в историю нашей страны как символ украинской женственности, как великая драматическая актриса Мария Заньковецкая.

Слава артистки была поистине легендарной. Петр Чайковский подарил ей букет и ленту с надписью “Бессмертной от смертного”. Лев Толстой после ее выступления в спектакле “Наймычка” по пьесе Карпенко-Карого выпросил у Заньковецкой на память платок, который хранил как реликвию. Велик ее вклад в создание украинского национального театра, в заложение его лучших традиций.

Последние годы жизни Мария Константиновна – первая народная артистка Украины – провела в небольшом доме на окраине Киева, на нынешней Красноармейской, 121. Теперь здесь открыта мемориальная экспозиция из фотоснимков, афиш, документов, личных вещей артистки. А в Городском саду, недалеко от Мариинского дворца, установлен небольшой, но очень выразительный памятник Заньковецкой работы скульптора Галины Кальченко.

ОКСАНА ПЕТРУСЕНКО (1900-1940)

Дочь мастерового и кухарки Оксана не посещала ни музыкальных школ, ни консерваторий. Уже в зрелом возрасте певица поступила в Киевский музыкально-драматический институт, но проучилась всего год – средства не позволяли. Зато она постоянно получала уроки актерского мастерства у опытных партнеров – и не только в пении, но и в искусстве драмы. Достаточно сказать, что Оксану Петрусенко считал своей любимой ученицей великий украинский артист Панас Саксаганский.

Солистка набиралась творческого опыта в скитаниях по провинции с передвижными труппами, в оперных театрах разных городов… Наконец случилось то, что давно должно было случиться: с 1934 года Оксана Петрусенко пела в Киевской опере. А в 1936-м настал ее звездный час. В составе театральной труппы певица приехала в Москву на Декаду украинской литературы и искусства. Рядом с нею были другие прославленные солистки, однако московские гастроли стали триумфом Оксаны. По всей стране разнеслась слава о таланте украинской примы, о ее голосе поразительного диапазона, мощи и чистоты. Киевская публика боготворила ее. Исполненные ею заглавные партии в таких операх, как “Наталка Полтавка”, “Аида”, “Тоска”, вызывали поток восторженных отзывов. Казалось бы, перед певицей открылась просторная дорога признания и славы… но маленький тромб внезапно остановил ее сердце.

Надгробная надпись на Байковом кладбище гласит, что здесь похоронена народная артистка СССР Оксана Петрусенко. Формально это неверно: Оксана Андреевна успела получить лишь звание народной артистки УССР, присвоенное ей за год до безвременной кончины. Но, по сути, никакой ошибки нет. Трудно себе представить певицу, более достойную всенародной славы и наивысшего титула.

ЛЕСЯ УКРАИНКА (1871-1913)

Лариса Косач-Квитка родилась в интеллигентной семье: ее отец Петр Косач был юристом; мать, Ольга Драгоманова-Косач (Олена Пчилка), играла видную роль в украинской литературной и общественной жизни.

С малых лет Леся приобщилась к поэзии. Но трагической прозой ее судьбы стала тяжелая болезнь, с которой она была вынуждена бороться вплоть до преждевременной кончины. Ради преодоления недуга Лесе Украинке приходилось подолгу жить и лечиться в теплых южных городах. А потом она вновь и вновь приезжала в Киев, где писала стихотворения, поэмы, драмы, одновременно готовила к печати свои сборники, трудилась над литературными переводами, журнальными статьями, рефератами… Здесь она праздновала творческие победы – и подвергалась брутальным преследованиям со стороны властей.

Как никому другому, Лесе Украинке удалось соединить традиционную бунтарскую энергетику украинской поэзии с философской мудростью и нежными лирическими интонациями. Своим творчеством она убедительно продемонстрировала, что украинская литература – полноправная и полноценная ветвь литературы европейской и мировой.

В Киеве чтят великую поэтессу. В ее честь названы бульвар, площадь, театр, ей посвящены монументы и памятные доски. Могила Леси Украинки на Байковом кладбище – место неизменного паломничества поклонников ее музы. А на улице Саксаганского (бывшей Мариинско-Благовещенской), 97, где Леся когда-то жила в квартире матери, теперь действует литературно-мемориальный музей.

Михаил КАЛЬНИЦКИЙ, специально для “КП” в Украине”