Сначала скульптура создается в глине, потом делается авторский оригинал в гипсе. С него уже изготавливают памятники в камне или металле. А первоначальные авторские оригиналы остаются в мастерской – они и представляют наибольшую ценность. Скульптор Валентин Зноба построил мастерскую еще в 1978 году. Здесь сохранилась рабочая обстановка – ведь это одновременно и музей, и действующая мастерская, где можно увидеть весь процесс создания произведения искусства – от и до.


– Посетители у нас бывают постоянно, – рассказала Вероника Дирова, замдиректора музея по науке. – Приходят студенты художественных вузов, ценители искусств, да и интересный фасад привлекает внимание. Вход и экскурсия по музею бесплатные. Здесь собраны работы трех поколений скульпторов династии Зноб. Среди экспонатов – авторские оригиналы известных скульптур, установленных в Киеве и других городах.


Уже при входе посетителей встречает “Казак Мамай” – оригинал скульптуры, установленной на Майдане Незалежности у консерватории. В зале – оригиналы известной скульптурной группы у здания Верховногй Рады, монумента Славы с набережной Херсона, композиции, установленной на Букринском плацдарме, на месте Дарницкого концлагеря.


– В комплексе на Поклонной горе в Москве скульптором было найдено интересное решение, – вспоминает Дирова. – Солдат несет лампаду мира, сделанную из каски. Мастер придумал это на свой страх и риск – ведь уже был утвержден проект солдата, вооруженного автоматом.


Малый зал украшает статуя королевы Франции Анны Киевской, дочери Ярослава Мудрого – монумент открыли в загородной резиденции королей в Санлисе, пригороде Парижа, в 2005 году. До этого были памятники Илье Мечникову и Эмилю Ру в институте Пастера. Австрия “представлена” оригиналом памятника известному художнику эпохи модерна Густаву Климту, одному из “брендов” страны. Возле старых корпусов Эдинбургского университета установлен памятник Джону Неперу, шотладскому математику XVI века, изобретателю логарифмов. Университет курируется королевским семейством, присутствовавшим на открытии, и в киевском музее-мастерской можно увидеть благодарственное письмо на бланке Букингемского дворца за подписью принцессы. Также в Шотландии имеется памятник Джону Мюиру, основоположнику экологического движения в США, организатору природных национальных парков.


После захватывающей “экскурсии по Европе” Николай Зноба показывает памятник известному певцу Ивану Козловскому.


– Монумент готов и пока доступен только посетителям музея-мастерской – Киев до сих пор не оплатил заказ. Разместить скульптуру в сквере на улице Ивана Козловского должны были еще в 2006 году, но городские власти пока не торопятся. Сквер уже благоустроен, и памятник можно установить за один день.


Уже несколько лет предпринимаются попытки застроить территорию, где расположена мастерская. Это при том, что Валентин Зноба был почетным гражданином города.


– О попытке выселить нас и построить на месте мастерской 38-этажное здание мы узнали из “Газеты…”, – рассказал Николай Зноба (№82(132) от 11 августа 2004 года, статья “Тайна валов, которая никому не нужна”). К сожалению, в Киеве сложилась практика, что застройщики держат проект в тайне и только на общественных слушаниях ставят киевлян перед фактом. Мы получили выводы экспертов, что многие наши экспонаты, авторские оригиналы скульптуры – не подлежат транспортировке, они слишком хрупкие.


Проблемы могло и не быть, если было бы выполнено постановление Кабинета министров о возможности приватизации творческих мастерских (№1398 от 19 сентября 2002 года “Про утверждение Государственной программы поддержки национальных творческих союзов на 2003-2005 года”).


Между тем строительство по соседству уже развернулось – очередная высотка появится по другую сторону исторических валов, на небольшом пятачке у Национального университета культуры и искусств Михаила Поплавского.


– Как раз отец, Валентин Зноба, и добился выделения в Киеве большого количества мастерских художникам, – рассказал “Газете…” Николай Зноба. – Тогда он был депутатом Верховного Совета УССР от Дарницкого района Киева, и с подачи мэра Валентина Згурского каждому району вменили в обязанность выделять ежегодно несколько нежилых помещений художникам.






А КАК У НИХ?


В центре Парижа размещается множество музеев-мастерских. Распространена практика “подарочных” парков скульптур, когда монументы устанавливаются на средства компаний, дружественных городов или дипломатических миссий. Известному норвежскому скульптору Вигеланду власти предоставили в Осло целый парк для размещения скульптур. Теперь Фрогнер-парк – одна из туристических визитных карточек норвежской столицы. Как и ландшафтный парк со скульптурами “Вилла Боргезе” в Риме.