Потребительские кредиты сделали доступной новую технику, и “старички” оказались в лучшем случае на даче. Иногда давно не работающие “ящики” становятся такой же домашней реликвией, как бабушкин комод или дореволюционные часы. Но таких “везучих” немного: вот и оказываются когда-то любимые всей семьей “Рекорды” или “Горизонты” у мусорных контейнеров. Так уходит “телевизионная романтика” – и разве что в музее поведают о маленьком чуде тогда еще черно-белого “голубого экрана”.

 

Не выбрасывайте раритеты!

– В нашей экспозиции собраны несколько по-настоящему уникальных телевизоров, – рассказала “Газете…” замдиректора Государственного политехнического музея при Национальном техническом университете “КПИ” Наталья Писаревская. – Большую часть собрали при открытии музея в 1998 году: разослали письма по разным организациям, предприятиям. Передавали в музей старую бытовую технику и сотрудники университета, и просто все желающие. Один коллекционер с Подола принес целое собрание радиоприемников. Самый древний экспонат в музее – ламповый радиоприемник разработки поручика Бонч-Бруевича 1917 года.

По словам экскурсовода Оксаны Азарх, некоторые довоенные радиоприемники и сейчас работают, только их приходится сначала долго греть. В собрании – первый массовый советский телевизор “КВН-49” с миниатюрным экраном и линзой с глицерином или водой – так увеличивали “картинку”. Телевизор мог принимать три канала, но тогда, в 1949 году, транслировался только один – “центральный”. Есть в коллекции уникальная вещь – “видеодвойка” – радиоприемник и телевизор в одном корпусе. Он почти трофейный, немецкой разработки, а выпуск в СССР освоили в 1945 году.

– Наш музей заинтересован в новых поступлениях. Хотелось бы сделать отдельную экспозицию бытовой техники киевлян разных лет, – продолжает Наталья Писаревская. – Сейчас собираем не только телевизоры и радиоприемники, но и стиральные машинки, радиолы и даже утюги, не говоря уже о телефонах. Даже ушедшие с киевских улиц телефонные будки – это тоже наша история.

Ламповые телевизоры выпускались у нас вплоть до конца 80-х годов – советская промышленность продолжала производить радиолампы в огромных количествах. Конечно, выходили и более современные модели, даже с иностранными комплектующими, а старые принимали “в счет покупки нового”. Нынче вопрос “что делать со старьем?” решают народные умельцы. По утверждению некоторых “кулибиных”, из ламповых телевизоров получаются радиостанции, усилители для электрогитар, радиомодемы и даже сварочные аппараты, из них же делали игровые автоматы для первых компьютерных клубов. Сейчас ламповую технику отремонтировать непросто: в ней хорошо разбирались старые телемастера, большинство которых ушли на покой.

– Найти радиолампы можно здесь или на “блошином рынке” на Куреневке. Это скорее экспонаты для музея или просто хлам, – говорит Алексей Горковенко, продавец деталей с радиорынка на Караваевых Дачах. – А вот отыскать специалиста по ремонту сложнее, влетит починка в копеечку – проще купить новый или подержанный “телик”.

Телевизоры 1980-х годов можно приобрести довольно недорого, дешевле 100 гривен. Но вероятно, “новоприобретенный” вскоре потребует ремонта, которым сейчас занимаются далеко не все фирмы теле- и аудиоаппаратуры. Услуга обойдется в среднем в 50–100 гривен, если поломка не слишком серьезная.

 

“Домашний кинотеатр” 60-х годов

Первые эксперименты с телетрансляциями начались в 1930-х. В 1949-м, когда на Крещатике затеяли строительство телецентра, вышли в свет первые массовые телевизоры “КВН-49”. Их делали на совесть – даже сейчас можно отыскать работоспособные КВН, не знавшие ремонта. При окончании передач они автоматически отключались от сети.

В конце 50-х бытовая электроника стала массовой: радиолы и телевизоры, тогда в деревянном корпусе, часто на ножках, занимали центральное место в домах. Иногда создавались уникальные экземпляры: например, телевизор, радиола и проигрыватель пластинок в одном корпусе с пультом дистанционного управления! Пускай пульт соединялся с корпусом проводами, но ведь шел 1961 год…

Особенностью советского “телевизоростроения” была унификация – несколько заводов производили одну и ту же модель или похожие. А поскольку все “внутренности” размещались на легкосъемных платах, которые подходили для разных телевизоров, ремонт предельно упрощался. Среди зарубежных компаний такая унификация встречалась не часто. Назвать бы это издержками советской плановой экономики, да вот только нынешние персональные компьютеры производят так же: комплектующие разных компаний совместимы друг с другом. Конечно, в рамках одного “поколения”.


 

Советские лампочки для американских приемников

Лучшими усилителями звука считались именно ламповые – оказалось, что они лучше других передают звучание. Первыми на них перешли американские меломаны в 1980-х. Спрос нарастал, но в США большинство заводов по производству радиоламп уже закрыли. Выход нашелся – их стали завозить из СССР. Так лампы из “бабушкиного” телевизора стали атрибутом престижа.


 

“Бобинники” все еще в продаже

Между прочим, раритеты советской эпохи в Киеве до сих пор можно приобрести. В магазине завода “Радар” распродают последние магнитофоны “Юпитер” – по 45–75 гривен. Здесь же подскажут, как пройти к сервисной мастерской завода – именно там чинят “бобинники”. Ну, а старые радиоприемники, особенно ламповые, все чаще становятся предметом коллекционирования. На глазах корреспондента “Газеты…” нерабочий приемник “Вега” “ушел” на Куреневской толкучке за 150 гривен. Починить раритеты можно в мастерских, к примеру, на Лесном массиве. Но тут уж как удастся договориться с мастером: ведь ремонт “древностей” – дело штучное.

 

Адрес мастерской: ул. Шолом Алейхема, 6, в подвале, вход с торца.

 

Адрес магазина завода “Радар”: ул. Предславинская, 32. Мастерская завода находится в Новопечерском переулке (хотя адрес – ул. Предславинская, 35, корп. 21). Сейчас мастерская переезжает, после переезда телефон не изменится: 521-98-44.