“БАТОН”, “ЧЕРЕПАШКА”, “ДИКИЙ КАМЕНЬ”


В недавно появившемся выставочном зале-музее Центра стеновой керамики, на территории столичного радиозавода, я был ошарашен разнообразием форм, размеров и расцветок кирпича — свыше пятисот штук отечественного и заморского производства. Материала из старых зданий здесь несколько десятков. Кроме известных мне киевлян Снежко, Ясько, Бернера, на прямоугольниках выдавлены фамилии и инициалы фабрикантов со всей Украины.


— Тяжелый кирпич без клейма ручной формовки привезен из Путивльского женского монастыря, — вводит в курс Сергей Антоненко, директор по маркетингу. — А вот — из полтавской церкви, из Бережан. Этот — с Печерска. Сложно прочитать, что на нем написано. В фундаменте обнаружили, когда развалили старый дом.


Большинство кирпича — современный керамический материал, выставленный плотными рядами на нескольких полках. Дотронуться хочется ко всем изделиям — шершавым и гладким, словно глянцевая бумага, с боковыми сторонами, напоминающим панцирь черепахи и дикий камень. Кирпич с закругленными боками смахивает на батон. Фигурными изделиями украшают колоны, углы, камины, окна. Здесь есть пористые блоки, не пропускающие шум и позволяющие зданиям дышать, и похожие на слепленную пару кирпичей. А вот кирпич вроде как бракованный — одна сторона ниже другой.


— Это — клиновой, для арок над окнами и дверями, — поясняет Сергей Владимирович. — Арки можно делать и из стандартного, но шов будет разной толщины. Из специального кирпича получаются кривые стены — смотрятся оригинально и эстетично.


АНДРЕЕВСКИЙ СПУСК — КИСЛОТОСТОЙКИЙ


Материал привезен из Бельгии и Франции, Польши и России, Эстонии и Беларуси. Цвет зависит не только от глины, но и от красителей — есть желтый, коричневый, зеленый, черный, с металлическим отливом. Оттенки — соломенный, абрикосовый, терракотовый. После обжига на бока кирпича нередко наносят матовую глазурь. В польскую глину добавляют каменный уголь — получаются черные крапинки. Такой кирпич стоит не меньше $1 за штуку.


Беру в руки белый немецкий кирпич из каолина (из сырья делают посуду). Стоит прямоугольник в пределах 8,5 грн. за штуку. Да, такую “цеглину” строитель спокойно может на бутылку водки обменять. Тем временем Антоненко, убирая с полок новогодние украшения, достает большой красный кирпич с несколькими поперечными отверстиями.


— Латышский, им реставрирована Кремлевская стена, — заверяет он. — В Прибалтике испокон веков ответственно относились к производству кирпича. Местная глина не имеет известковых включений, потому материал без “дутиков”, прострелов и трещин.


Особое место в музее занимают кирпичи из кислотостойких глин для мощения дорог, площадей, тротуаров. Они красивы и долговечны, им не страшны дожди. Такими вымощены Андреевский спуск, Михайловская площадь, дворики Киево-Печерской лавры. А вот на Крещатике лежит цементный материал. На центральной улице вроде бы как сэкономили, но через несколько лет там придется ставить “латки”. Бетон впитывает влагу, которая замерзает и расширяется. Кирпич крошится.


У НАС НЕТ КУЛЬТУРЫ СТРОИТЕЛЬСТВА


— Цель музея в том, чтобы наши застройщики имели представления о керамическом кирпиче, ведь многие пользуются не профессиональной информацией, а советами, — рассказывает Владимир Зубенко, гендиректор центра. — А когда лоббируются интересы отдельных производителей, форма, фактура и цветовая гамма качественного кирпича проходит мимо застройщика. Это — во-первых. Во-вторых, заслуживает внимания сама керамика, сертификат которой выписало время. По последним данным, ей более 8 тысяч лет. Для ее изготовления используются глины, которым миллионы лет. В Латвии, например, есть месторождение, которому уже 300 миллионов лет. И последнее — культура строительства. В Украине нет ни одного учебного центра, который бы учил класть элитную кладку. А сейчас поступает масса предложений по евроремонту.


Бывает как… Крутой заказчик покупает самый дорогой кирпич, нанимает бригаду из Западной Украины. Хлопцы мешают раствор непонятно из каких цемента и песка, ставят здание и уезжают. А весной стены нагреваются, влага выступает наружу, и навороченный дом начинает “подседать”. Заказчик устраивает скандал продавцу кирпича. Он не учел, что элитный кирпич нужно класть голыми руками при температуре не ниже 5 градусов по Цельсию, на соответствующих цементе и песке.


— Чтобы создать настоящий музей кирпича, производимого хотя бы от Западной Европы до Уральского хребта — таких залов, как у нас, понадобится 4—5, — продолжил Владимир Иванович. — И если бы заказчик перед тем, как строиться, посетил такой музей, то вокруг пальца его уже не обведешь.