На святом престоле олтаря храма Благовещения, что в Бортничах, стоит маленькая иконка. Эта икона, благословение Тиносского митрополита, – видимый ныне всеми знак святаго благословения и благоволения Пресвятой Богородицы к нашей обители и богоспасаемой бортнической земле.
Мало кто сейчас помнит и знает – а как строили обители и храмы наши святые и преподобные отцы? Как искали они волю Божию, боясь погрешить даже в видимо богоугодном деле, – ибо знали из опыта святых подвижников – часто под видом богоугодного и доброго подвига лукавый враг тщится устроить и исполнить свои коварные западни.



В Киево-Печерском патерике, преподобным Нестором Летописцем сохранилось удивительное и поучительное сказание о сооружении дивной Великой Лаврской Церкви, в честь Пречистаго Успения Пресвятой Богородицы:
“…И в первую ночь молящуся преподобному Антонию, явися ему Господь глаголя: “Обрел еси благодать предо мною”. Преподобный же Антоний рече: “Господи, аще обретох благодать пред Тобою, да будет по всей земли роса, а на месте, еже благоволиши освятити, да будет суша”. Заутра же обретоша сухо место, идеже ныне церковь есть, а по всей земли росу. В другую же нощь такожде помолився преподобный Антоний рече: “Господи, да будет по всей земли суша, а на месте святем роса”, И шедше обретоша тако. В третий же день, ставше на месте том, помолишася, преподобный же Антоний благослови место, и размериша широту его и долготу… Таже преподобный Антоний воздвиг руце на небо, рече велиим гласом, якоже древле Илия: “Послушай мене, Господи, послушай мене днесь огнем, и да разумеют вси людие, яко Ты еси хотяй сего”. И абие спаде огнь с небесе, и пожже вся хврастия и терния, и росу полиза, и долину устрои, аки рву подобну на размереннем месте; сущии же со святыми падоша от страха яко мертвии.”
В конце лета 1999 года о. Варлааму, все еще пребывавшему в раздумьях над благословением о. Макария, предложили принять участие в паломнической поездке в Иерусалим. Представьте себе состояние о. Варлаама – к недоумениям и сомнениям теперь добавлялось и уныние: даже съездить ко Гробу Господню и испросить Его свышенебесной помощи было не на что.
Но была мысль. Бог весть Святый – было ли это искушением Господа, или смиренной мольбой о знаке Его благоволения, но была мысль: “Если Господь благословит поездку к Своему Гробу, помолится и испросить милости на это дело – храму быть. И, о! – где те уста, которые безумно утверждают, что нет и не бывает чудес: удивительным и неожиданным образом в течении двух дней духовные чада и благодетели решили финансовый вопрос поездки, и вскоре теплоход с нашим паломником покинул Одесский причал.
Его путь лежал мимо Святой Горы Афон. Какое сердце монаха не ускорит свое биение при этих словах, и тем более при её виде. Но Афонской визы не было, и о том чтобы хоть сойти на эту святую землю, где каждый камешек помнит стопы Пречистой Богородительницы, нечего было и помышлять. Но снова была дерзновенная мысль: “Если Господь благословит хотя бы поцеловать эту дивную землю – храму быть!”
Что произошло с непреклонной и неумолимой полицией на Афонском пирсе, где были их глаза и уста, когда наш паломник и с ним еще несколько человек не только сошли на берег, но и совершенно безпрепятственно прошли в Свято-Пантелеимонов монастырь, приложились к его святыням и, даже не в силах сдержать духовной радости, ударили в его колокол – знают лишь Милостивый Спаситель и Его Всепречистая Матерь.
А несколько дней спустя, делегацию паломников принимал в своей резиденции Митрополит Тиносский Дорофей. По обычаю греческого гостеприимства владыка раздавал паломникам подарки: кому сувенир, кому иконки, а на его письменном столе стояла икона-покровительница острова Тиносс – Тиносская икона Благовещения Пресвятой Богородицы…
Благовещение! И на этот раз в голове промелькнула мысль: “Вот мне бы эту иконку, как благословение Самой Царицы Небесной, благословил владыка…” Но о таком необыкновенном чуде уже дерзновением было и мечтать.
…Владыка Дорофей стоял в нерешительности, задумавшись, и не зная чем же благословить киевского игумена. Его взгляд оббежал кабинет, пробежался по столу… и через мгновение благословляющая архипастырская десница протягивала Паломнику Превышеархангельское благословение Царицы Небесной на постройку обители.
***
– Отец Макарий, в Бортничах, под Киевом, есть возможность на небольшом участочке земли… Может… Благословите там начать строить церквушку? – спросил о. Варлаам в один из своих приездов к о. Макарию.
– Бог благословит! – расцвел в радостной улыбке старец, как будто давно именно этих слов от него и ожидал.
В конце октября того же года, из лежалых досок, где-то когда-то собраных кирпичей и всяких других подручных материалов, стал возводится, радующий теперь прихожан своей намоленой теплотой, храм в честь благословенного Благовещения; 5 февраля 2000-го уже была отслужена первая литургия, а на престоле, перед дарохранительницей, стояла маленькая, величиной с фотокарточку, иконка – благословение тиносского Митрополита.
Шло время… Спустя несколько месяцев, в конце Великого Поста, перед храмом (опять–таки по благословению о. Макария) был выкопан колодец, освященный в честь преподобномученицы Параскевы очес Целительницы; на крыше поставлен купол, а летом начался строиться братский корпус для будущей братии на 20 келий. Но среди всех этих, не всегда (в большинстве случаев) гладких дел и забот таилась мечта: Тиносское благословение Пресвятой Игумении должно радовать и утешать богомольцев.
И вот, в июле 2002 г., новая группа паломников ступила на благословенную Тиносскую землю.
…Саму Тиносскую икону Благовещения не рассмотреть – от благодарных молитвенников, в благодарение за содеянные чудеса, она вся усыпана драгоценностями, которые и закрывают её; и вот, когда киевские паломники освящали приобретенную копию, прикладывая её к оригиналу, то нескончаемый человеческий ручеёк – паломников с разных концов, без преувеличения сказать, земли, – приложившись к оригиналу, с радостным благоговением тут же подходил прикладыватся и к нашему списку, как истинному хранителю благословенной благодати.