Впрочем, когда дошло до дела, столичные научные работники обратились к власти и общественности с открытым письмом, где, в частности говорилось: “Сооружение на Старокиевской горе большого архитектурного объекта будет иметь катастрофические последствия для Национального музея истории Украины, будет диссонировать с Андреевской церковью и приведет к гибели старейшего дерева Киева – липы, которая является свидетелем исторических событий”. Под обращением поставили подписи вице-президент Академии архитектуры Валентин Ежов, заместитель директора Института археологии Глеб Ивакин и другие авторитетные лица.

Приведенные аргументы действительно веские. Особенно, учитывая архитектурную эклектику, которая множится в нашем стольном граде. Наиболее весомый аргумент – документальных свидетельств, как выглядела таДесятинная – не сохранилось. Поэтому, согласно международным конвенциям, для строительства нет оснований. По международному и отечественному законодательству, памятками древности считаются именно древние фундаменты, а не новообразования, сооруженные на них. Поэтому Десятинная церковь своим “воскрешением” может нарушить десяток хартий.

Впрочем, на эту проблему можно посмотреть и с другой стороны: если бы человечество так ревностно ценило лишь руины, то нынче все города и поселки на Земле украшали бы только развалины. Не было бы Старого города в Варшаве, собора Петра и Павла в Лондоне и многих других достопримечательностей. 

Возродится Десятинная – воскреснет Украина?

Точной информации, какой была церковь действительно нет. Но сегодня почему-то почти не вспоминают о духовных и материальных сокровищах, которые хранились в ней. А об этом богатстве есть множество исторических свидетельств. Построил храм князь Владимир. В “Повести временных лет”, помещенной в Ипатиевском списке 991-го года, написано: “Когда Владимир жил в законе христианском, надумал он соорудить каменную церковь Святой Богородицы и послав (послов), привел мастеров из греков и начал возводить. А когда закончил сооружение, украсил ее иконами, и поручил ее Анастасу-корсунянину. И попов корсуньских приставил служить в ней”.

В 996-м году церковь освятил второй митрополит Киевский Леонтий. На удержание храма князь положил десятину от всех своих доходов (отсюда и название – Десятинная). “Если же это отменит кто – пусть будет проклят”, – говорится в Ипатиевском списке. Наверное, именно отсюда происходит легенда о том, что Киев по-настоящему окрепнет лишь тогда, когда киевляне снимут с себя “проклятие Владимира” и отстроят его церковь.

Десятинная церковь была первым каменным храмом на Руси. Как гласит предание, у нее – особенная святость, ведь сооружена она была на месте смерти первомучеников-христиан Федора и Иоанна. Как утверждает исследователь Киева К. Шероцкий, в 1908 году под юго-восточной стеной храма было найдено остатки деревянного сооружения – предполагаемого жилища первомучеников.

Размеры церкви были внушительные – 32 на 42 метра. Как пишет в своей книге “Мать церквей русских” архиепископ Димитрий (Рудюк) (историк, кандидат богословских наук),Десятинная церковь была трипрестольной. Главный престол посвящался Богородице, второй (боковой) – святителю Николаю, третий – мученику Клименту.

В церкви висел чудодейственный образ Богородицы, который попал в Киев из Корсуня, благодаря супруге Владимира Анне. Позже, по преданию, эта икона стала главной святыней Польши.

Еще здесь хранилась глава священномученика Климента, папы Римского. Ее видел в храме немецкий летописец, Магдебургский епископ Дитмар. Считается, что нынче глава священномученика Климента находится в Киево-Печерской лавре среди мирроточащих глав.

Усыпальница князей

История Десятинной церкви овита легендами. Одна из них связана с останками княгини Ольги, которые в 1007 году были перенесены в храм с Аскольдовой могилы. Киевляне были убеждены: если с твердой верой прийти к честным мощам, то окошко в церковной стене над гробницею само откроется. Тот, кто стоял снаружи, видел чудодейственные мощи и получил исцеление.

В Десятинной положили после смерти и самого Владимира с супругой Анной. Мраморный гроб с останками князя Владимира был погребен под руинами Десятинной во время нашествия Батыя и был найден в 1635-м году во времена Петра Могилы. Хранились в церкви и другие мощи, в частности, первого Киевского митрополита Михаила.

В 1240 году орды хана Батыя захватили Киев. Несколько тысяч горожан закрылись в Десятинной, а воевода Дмитрий не прекращал ее обороны. В летописи сказано, что церковь не выдержала тяжести стольких людей и рухнула, став братской могилой для многих киевлян.

Возрождение

История знает две попытки возрождения Десятинной. В 1636-м году митрополит Петр Могила решил “Десятинную церковь Пресвятой Девы, находящуюся у ворот киевских, выкопать из мрака и открыть гневному свету”. Митрополит воздвиг на этом месте небольшой храм святого Николая Десятинного. 

Двести лет спустя, в 30-40 годах ХIХ века по проекту петербургского архитектора В. Стасова была построенаДесятинная церковь. Храм строился 13 лет, на строительство истратили сто тысяч рублей. Следует отметить, что митрополит Евгений Болховитинов возил в Петербург проект новой церкви, подготовленный киевским архитектором А. Меленским. Но он был отклонен, как и проект М. Ефимова (наиболее близкий к плану первичной постройки). Москва хотела видеть в Киеве лишь церкви в московско-петербуржско-синодальном стиле.

В упомянутом выше исследовании, Дмитрий (Рудюк) указывает, что эту церковь киевляне считали оскорблением памяти величественного храма Владимира и называли отстроенный храм “ступой”. Простоял он до 1936-го года. Именно тогда церковь разобрали на кирпичи, а архивы передали Софийскому архитектурно-историческому музею.

Безусловно, в дискуссиях вокруг необходимости возрождения церкви точка еще не поставлена. Но, дискутируя, очень важно все вещи называть своими именами. Например, особенно активные протесты почему-то звучат именно против возрождения храмов в неповторимом византийско-украинском стиле. Кстати, это касается не только Десятинной церкви. Ранее немало возражений вылилось на киевскую Пирогощу, Спасский иБорисо-Глебский соборы в Чернигове, Успенский соборво Владимире-Волынском и многие другие. При этом почти никто не обращает внимания на многочисленные однотипные строения современной церковной застройки, которые не поддаются идентификации. 

Таким образом, судьба Десятинной пока туманна. Но в заключение хотелось бы привести еще одну цитату Дмитрия (Рудюка): “Если в этом храме суждено спастись, хотя бы одной душе, он должен быть возрожден”.