Ок. 1760г. В монастыре приняла иночество и в видении получила указание Божией Матери основать в России четвертый удел Пречистой на земле – Серафимо-Дивеевскую обитель- подвижница Александра Мельгунова. Свой монашеский путь начала во Флоровском монастыре и блаженная Ирина Зеленогорская. Подвижницей благочестия была флоровская постриженница (с 1856 г.) и игумения (с 1865 г.) Парфения (Адабаш; 1808-1881 гг., погребена в обители) – духовная дочь и первый биограф преп. иеросхимонаха Парфения Киевского (ум.1855 г.), духовная поэтесса, автор одобренной Свящ. Синодом Русской Православной Церкви службы свв. Кириллу и Мефодию.
К числу флоровских подвижниц относится и инокиня Елена (Бахтеева; +1834 г.).
В 1929 г. монастырь был закрыт, а в 1941 г. возрожден. В обители произошло первое чудо (исцеление глухонемой девочки) от хранившейся здесь келейно в 1961-1992 гг. великой киевской святыни – иконы Божией Матери “Призри на смирение”, прославившейся в 1993 г. передачей своего негативного отпечатка на стекло киота (см. статью о Киево-Введенском монастыре).
В центральной части монастыря на одной оси расположены (с северо-востока на юго-запад): колокольня над Св. вратами (вход с ул. Притиско-Никольской; возведена в несколько этапов в 1732-1821 гг.; классицизм), Вознесенский храм (1722-1732 гг.; трехглавый, сочетает черты крестовокупольной церкви с характерным для деревянного украинского зодчества расположением куполов по одной продольной оси) с правым приделом во имя Казанской иконы Божией Матери (в прошлом – во имя Собора пресвятой Богородицы) и церковь св. Николая Мирликийского (до 1857 г. – свв. Флора и Лавра; старейшее из сохранившихся зданий обители, прямоугольное в плане, с единственной главой на выступающей вблизи юго-западного угла апсиде; первый ярус- XVII в., второй- 1818 г.). Западнее Николаевского храма – одноглавая церковь-ротонда во имя Воскресения Христова (1824 г., классицизм; после возрождения монастыря престол внутри не восстанавливался). У северо-восточной стены, под застекленным балдахином – могила инокини Елены (Бахтеевой). Гроб, в котором почивает подвижница, изготовил для себя святитель Тихон Задонский. Когда на тело усопшего иерарха возложили праздничные архиерейские облачения, этот гроб оказался тесен и, замененный другим, при раздаче имущества святителя бедным, достался инокине Елене.
От Воскресенского храма устроен подъем на Замковую гору. Имея со всех сторон крутые склоны, она отделена от соседних высот широкими ярами и в свое время была весьма удобна для строительства крепости. Есть основания предполагать, что именно на этой горе был основан Киев. В XIV в. она снова становится городским детинцем – здесь появляется литовский деревянный замок. В сер. XVII в. гора получила второе название – Киселевка – по имени жившего в замке главы польской администрации города А. Киселя. Тогда же замок был сожжен и гора опустела. Со временем она отошла во владение монастыря и стала называться еще и Флоровской. В 1854-1857 гг. здесь возвели каменную церковь Св. Троицы (сохранились только фундаменты) и основали при ней монашеское кладбище (с XIX в. до 1960 г. на горе действовало и гражданское).
В юго-восточной части обители восстанавливается перестроенный в советское время под фабрику одноглавый храм во имя Казанской иконы Божией Матери (1841-1844 гг.).
04070, г. Киев, ул. Флоровская, 6/8, тел. 416-01-81.
Проезд: метро до ст. “Контрактова площадь.
Престольные праздники. Вознесенский собор с южным приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. Отмечаются как престольные праздники дни памяти мчч. Флора и Лавра (18 / 31 августа), свт. Николая, а также Руденской (13 / 26 июля) и Тихвинской (27 июля / 9 августа) икон Божией Матери.
Святыни. В Вознесенском соборе: местночтимые иконы Божией Матери Казанская (с частицей мощей вмч. Георгия), Тихвинская и Скоропослушница.
В алтаре – ковчежец с частицами мощей прпп. Печерских.
Иконы с частицами мощей прп. Иова Почаевского и вмц. Варвары.
На территории монастыря находится могила местнопочитаемой подвижницы благочестия инокини Елены (Бахтеевой, †1834).
Настоятельница – игумения Антония (Филькина).
Богослужение ежедневное. Монастырь не переходит на “летнее время”. Богослужение: вечернее – 16.30 (летом – 17.30), Литургия – 7.00 (летом – 8.00). В воскресные и праздничные дни – 2 Литургии: 7.00 и 9.30 (соответственно, летом в 8.00 и 10.30).
При монастыре существует служба “Православный паломник”, осуществляющая паломничество ко святыням Востока. Тел. 416-54-62.
а вы не знаете почему его часто называют Фроловским, а не Флоровским? Просто путают?
нанес, точнее добавил
ты запостил дважды)