После окончания Крымской войны, в сентябре 1856 г., м. Димитра переехала в Киев и поселилась на улице Рыбальской в Печерской части города. Матушка вела благочестивую скромную жизнь, черпала нравственные силы в молитвах и чтении духовных книг, часто посещала монастырские храмы. Часы уединения и молитвы подкрепили дух и надежду на милосердие Божие.
Встреча
Здесь, в Киеве, состоялась знаменательная встреча, благодаря которой изменилась вся дальнейшая жизнь прп. Димитры. Промыслом Божиим она познакомилась с митрополитом Исидором (Никольским), занимавшим киевскую кафедру с 1858 года. Матушка Димитра неоднократно слышала о добродетелях и праведной жизни Владыки и хотела увидеть его и получить благословение. В лице митрополита Исидора, одного из самых известных иерархов Русской Православной Церкви, прп. Димитра нашла не только духовного отца, наставника, который своей заботой и утешением, мудрым словом пришел ей на помощь в трудную минуту. Митрополит Исидор указал матушке подвижнический путь, следуя которым она многое смогла сделать на благо Церкви и общества, много полезного внести в великую сокровищницу добра и помощи ближнему.
Митрополит Исидор предложил прп. Димитре стать учредительницей религиозной женской общины для вдов и сирот погибших воинов и бедных неимущих женщин православного вероисповедания. В память о принятом совместном решении, и как духовный залог созидания и процветания в будущем Введенской общины, митрополит Исидор преподнес в благословение прп. Димитре досточтимую Боголюбскую икону Божией Матери.
Матушка глубоко почитала Владыку Исидора и ничего не предпринимала без его благословения, находясь во всегдашнем послушании своему духовнику. Будущее вполне оправдало мудрое решение митрополита Исидора, а матушка всегда была благодарна Владыке за то, что он указал на ее призвание. И в дальнейшем, занимая С.-Петербургскую кафедру (1860-1892), Митрополит Исидор неизменно покровительствовал и помогал общине.
Служение
Приняв предложение стать основательницей общины, м. Димитра взяла на себя нелегкий подвиг, посвятив свою дальнейшую жизнь служению обездоленным и несчастным женщинам. И этот крест привел ее на высоту христианского подвига, соделал ее истинной исполнительницей заповеди «Кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16, 24)
С благословения и помощью митрополита Исидора прп. Димитра, начиная с 1860 г. стала покупать смежные дома на улицах Рыбальской и Московской в Печерском районе Киева, предназначавшихся для общины, и к 1876 г. ей принадлежал огромный земельный участок с многочисленными постройками.
Указом № 58251, подписанным 4/17 марта 1878 г. Императором Александром ІІ, в г. Киеве была учреждена Введенская женская религиозная община. В пользу общины м. Димитра жертвовала земельные участки и несколько смежных домов, а также неприкосновенный капитал в виде ценных бумаг на сумму 21000 рублей. Основательница также подготовила все предложения по устройству двух церквей общины, заказала изготовление иконостасов в Санкт-Петербурге.
Кончина
Однако подвижнице не суждено было увидеть завершение своих праведных трудов. С упованием на Господа она мирно почила 9/22 марта 1878 г. в Санкт-Петербурге. Решением митрополита Исидора прп. Димитра была временно похоронена в Александро-Невской Лавре, в «палатке» при Федоровской церкви, до распоряжения о перевезении тела покойной в Киев. Еще при жизни матушка приняла тайный постриг с именем Димитра, в честь св. вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя болгар и покровителя воинов, погибших на поле брани.
8/21 августа 1878 г. тело м. Димитры было перевезено из С.-Петербурга в Киев и захоронено в общине, в нижнем храме-усыпальнице в соответствии с предсмертным пожеланием основательницы. Молитвенно чтилась память основательницы обители. Ежегодно, 9/22 марта, в день ее кончины, и 26 октября/8 ноября, по случаю храмового праздника в Общине, в пещерной Димитровской церкви служились Божественная литургия и панихида у могилы основательницы, которые совершали правящие Киевские митрополиты или архимандриты Киево-Печерской Лавры, а также архиереи, посещавшие общину во время паломнических поездок в Киев.
В С.-Петербурге в эти дни служились панихиды в крестовой Успенской церкви в митрополичьем доме Александро-Невской лавры в присутствии Петербургского Митрополита Исидора и лаврской братии.
В 1885 г. на могилу м. Димитры из Афонского Андреевского скита был доставлен трисоставной крест с изображением распятого Христа с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. В этом же году из Болгарии была прислана белая надгробная мраморная плита, на которой была сделана надпись: «Основательница Кіевской Введенской Общины монахиня Димитра Матрона Александровна Егорова. Родилась въ Силистріи 1810 года скончалась 9 марта 1878 года».
Обретение мощей
Введенский монастырь закрывался дважды – в 1930 г. и в 1960, после возобновления его деятельности в 1941 г. 16 сентября (по н. с.) 1960 г. были изнесены из храма мощи основательницы м. Димитры и перезахоронены на Зверинецком кладбище.
В 1992 г. Введенская церковь была передана Украинской Православной церкви. По благословению Его Блаженства Блаженнейшего Владимира (Сабодана), Митрополита Киевского и всея Украины и разрешению властей города 8/21 августа 1996 г. состоялось обретение мощей прп. Димитры и их возвращение со Зверинецкого кладбища в обитель. При обретении мощей прп. Димитры было установлено, что мощи основательницы сохранились частично, нетленными остались голова и верхняя часть тела. Под светским платьем подвижницы находился монашеский параман, на лицо матушки был возложен «наличник», а само тело было обернуто мантией. Все это явилось подтверждением того, что м. Димитра была тайной мантийной монахиней.
Современные насельники монастыря являются продолжателями почитания памяти строительницы монастыря, поддерживая и развивая традиции. Три раза в год совершаются особые заупокойные богослужения в дни памяти матушки: 9/22 марта – в день ее блаженной кончины; 25 октября / 8 ноября, в день памяти небесного покровителя м. Димитры – святого великомученика Димитрия Солунского, чудотворца; 8/21 августа – в день первого возвращения ее святых мощей в обитель из С.Петербурга, и второго возвращения – со Зверинецкого кладбища. В память печального события изнесения святых мощей основательницы из храма на Зверинецкое кладбище в 1960 году, 3/16 сентября, помимо богослужения, братия монастыря и постоянные прихожане обители держат строгий пост, чтобы покой основательницы больше никогда не нарушался.
Память о святой основательнице
В Киевский Свято-Введенский монастырь приезжает множество паломников со всей Украины и различных уголков православного мира, которые поклоняются мощам прп. Димитры. Жизнь праведницы продлилась и после ее кончины, подвигом своей богоугодной жизни прп. Димитра получила от Господа дар благодатной молитвы и дивное дарование исцеления от болезней людей.
Жертвенность, бесстрашие, готовность прийти на помощь в трудную минуту – это те черты характера, которыми прп. Димитра отличалась при жизни. Благотворный пример ее жизненного пути для многих людей может стать образцом для поиска пути спасения, а успешное процветание созданной ею обители поможет понять и оценить всю силу ее духовного подвига.
18 апреля 2008 г. Постановлением Священного Синода Украинской Православной Церкви монахиня Димитра (Матрона Александровна Егорова) была причислена к лику местночтимых святых. Отныне прп. Димитра, обретя бессмертие, находится в одном ряду со святыми женами Руси.
Новые сведения к биографии Матроны (Димитры) Александровны Егоровой из Российского государственного исторического архива в Санкт- Петербурге
В Российском государственном историческом архиве в Санкт- Петербурге, среди бумаг митрополита Исидора Никольского
сохраняется документ "Разновременные видения Димитры и события в ее жизни", благодаря которому стало возможным уточнить ставшими спорными сведения ее биографии (1).
Греческое женское имя Димитра
Имя Ди́митра (греч.Δήμητρα) представляет собой короткую форму имени Димитри́я (греч. Δημητρία). Оно также является полной формой имени Де́ми (англ. Demy) от женской формы греческого имени Дими́триос (греч. Δημήτριος).
Известные носители этого имени - Галани Димитра (род. 1952) — греческая эстрадная певица и Деми (настоящее имя Димитра Пападея; род. 1991) - греческая певица, представительница Греции на «Евровидении-2017». В греческой орфографии ударение обязательно ставится во всех словах (кроме односложных). Греческое имя Димитра имеет ударение на первом слоге.
Женское имя Димитра занимает 10- е место по популярности в Греции. Наиболее распространенные греческие женские имена (Греция, выборка - 100 000 чел.)Μαρία (Мария), Ελένη (Элени), Αικατερίνη (Экатерини), Βασιλική (Василики), Γεωργία (Георгия), Σοφία (София), Αναστασία (Анастасия), Ευαγγελία (Эвангелия). Ιωάννα (Иоанна), Δήμητρα (Димитра).
Имя Димитра не было монашеским именем Димитры (Матроны) Александровны Егоровой. По сведениям РГИА, С-Петербург она носила имя Димитра еще в Силистрии. В 1831 году, после русско-турецкой войны Димитра переселилась из Силистрии в Россию. Вступив на русскую землю в Измаиле, она была встречена, словами «Здравствуй, Димитра!» (1, 43, 43 оборот). Проживая в Киеве с 1856 года, она была известна митрополиту Киевскому и Галицкому Филарету именно как Димитра (1, 42).
На ее могильной плите было высечено в XIX веке «Димитра Александровна Егорова». Слова на этой плите «монахиня» и «Матрона» появились по инициативе и распоряжению начальства Киево-Введенского мужского монастыря после перенесения останков Егоровой и ее надгробной плиты 21 августа 1996 года в Введенскую обитель. Фотография вида надгробной плиты без слов «монахиня» и «Матрона» была сделана на Зверинецком кладбище историком Михаилом Кальницким в 1980-ые годы. Эта плита находилась в нижнем храме Введенской обители около 80 лет. В этом храме совершались богослужения и панихиды, и в него был свободный доступ всем желающим. Поэтому для всех, включая церковных иерархов, имя Димитра было всегда явным, а не тайным. И повторимся, что на этой плите не было слов «монахиня» и «Матрона». Они были высечены после перенесения останков Егоровой в Введенский монастырь 1996 году.
Имя Димитра и обнаруженная в 1996 году монашеская мантия середины XX века поверх светского одеяния XIX века, в которое была облечена Егорова, ввели в заблуждение начальство Киево-Введенской обители и историков. Имя Димитра было всего лишь созвучно русскому женскому монашескому имени Димитрия и не могло быть дано при постриге в России, так не соответствовало русской традиции образования монашеских женских имен.
Начальство Киево-Введенской обители и историков не смутил и
тот факт, что монашеская мантия была середины XX века. Они поспешили объяснить это тем, что якобы была старая мантия, которую сестры Введенского монастыря в 1960 году заменили на новую.
Обстоятельства получения разрешения на перезахоронение прп. Ионы Киевского в 1966 году показывают, на что приходилось идти во времена богоборческих гонений, чтобы не отдать на поругания останки православных христиан, удостоившихся за свои заслуги погребения в святых обителях. Архимандрит Поликарп (Киево-Печерская Лавра) вспоминал: «В 1966 году безбожники начали вскрывать склепы в Ионинском монастыре, в Троицком храме, и там кощунствовали над мощами преподобного старца Ионы. Покойный схиархимандрит Иов, тогда архимандрит Игорь, занялся этим делом, попросил у властей разрешение, чтобы перезахоронить останки старца Ионы, и еще там был похоронен в Ионинском монастыре епископ Виталий, епископ Калужский, который в свое время отпевал прп. Амвросия Оптинского. Власти сказали, что могут дать разрешение только ближайшим родственникам. И отец Валентин написал, что якобы является племянником прп. Ионы. Ему разрешение дали, перезахоронили, и до 1993 года прп. Иона находился на кладбище. После открытия монастыря мощи перенесли обратно в монастырь и после прославления поставили для открытого поклонения верующих». «Якобы племянником» прп. Ионы был схиигумен Валентин (в миру Власий Касьянович Семисал, 1884 год – 25 марта по ст. ст., 1975 год, Зверинецкое кладбище) (2, с. 667).
21 августа по новому стилю 1996 года были обретены на Зверинецком кладбище останки Матроны Александровны Егоровой и перенесены для перезахоронения в Введенский монастырь.
Историк Кочубинская Т.В. пишет: «При перезахоронении было еще раз получено подтверждение монашеского пострига м. Димитры» и
«При вскрытии гробницы, сестры увидели, что тело основательницы было обвито мантией. Монахини облекли матушку
Димитру в новую мантию, и основательницу похоронили на Зверинецком кладбище, рядом с могилой игумении Клеопатры»
(3, с .27, 28).
Запись в книге погребений Зверинецкого кладбища о перенесении 16 сентября 1960 года на это кладбище останков Димитры (Матроны) Александровны Егоровой из Введенского монастыря свидетельствует о том, что монахини Введенского монастыря, очевидно, с целью не допущения кощунственного обращения властей с останками Егоровой, вынуждены были перезахоронить ее под видом монахини, а именно схимонахини Димитрии (Лощевой), скончавшейся незадолго до закрытия Введенской обители в 1956 году. Она умерла в возрасте 82-х лет и была погребена на 3-ем участке Зверинецкого кладбища, а Егорова умерла в 68 лет и была погребена на 2-м участке этого кладбища, в то время как в записи книги погребений сказано, что она скончалась в 82 года и была погребена на 3-м участке кладбища (4).
Второбрачный муж Димитры (Матроны) Александровны Егоровой майор Егоров
Исследователи жизни Димитры (Матроны) Александровны Егоровой безосновательно посчитали, что ее переезд в Киев в 1856 году, что совпало с окончанием Крымской войны, и заключение купчей крепости в 1860 году ею, а не ее мужем, с вдовой протоиерея Ремизова означало, что ее муж погиб в Крымскую
войну в Севастополе. Они упорно игнорировали тот факт, что Матрона Егорова именовала себя в юридических документах начала 1860-ых годов женой капитана, а в 1869 году - вдовой майора.
Сведения из РГИА, Санкт Петербург еще раз подтвердили, что муж Егоровой не погиб в Севастополе во время Крымской войны. По воспоминаниям Димитры, проживая в Киеве с мужем (а она поселилась, по ее же словам, в Киеве в 1856 году), она решила носить вериги некоторое время и попросила на то разрешения у мужа, сказав, что приобрела их для некоего старца и желала испытать их на себе. «Муж смеялся, бранился и называл ее сумасшедшей, и, наконец, махнул рукой. И она носила их» (1, 42 оборот).
Другие ранее неизвестные сведения о жизни Димитры (Матроны) Александровны Егоровой
В документе "Разновременные видения Димитры и события в ее жизни" описывается ее жизнь с 12-летнего возраста, то есть с 1822 года, и по 1863 год. Ее мать занималась гаданиями и рассказала ей еще в детстве, что, согласно одному гаданию, Димитра не была создана для брачной жизни (1, 41). Некоторое время спустя мать все же заставила Димитру выйти замуж, чтобы не остаться без попечителя одной. Ее первобрачным мужем стал Бухарестский знатный и богатый боярин. Самой же Димитре была невыносима брачная жизнь. Кроме того муж без всяких оснований приревновал ее к сыну Силистринского паши и даже отправил ее в тюрьму. Отсюда ее забрал Митрополит Силистрии и поселил со своей сестрой во флигеле своего дома. Здесь Димитра жила 2 года и 2 месяца. Ее муж потом был убит в стычке с турками. Ее мать, видя мучения Димитры, причиняемые мужем, умерла с горя в Силистрии (1, 44-45).
Овдовев в первом браке, Димитра жила в Силистрии до войны 1828-1829 годов. Затем отправилась по Дунаю на трехпарусном судне в Россию. Прибыла в Измаил и после 15-дневного карантина сошла на берег, где ей было видение воина – святого великомученика Димитрия Солунского - с приветствием "Здравствуй, Димитра!" (1, 43-43 оборот).
В России Димитра вышла замуж во второй раз, уже за Егорова. У них родился сын Василий (1, 40 оборот). По крайней мере, до Крымской войны супруги Егоровы жили в Севастополе. По ее воспоминаниям о жизни в Севастополе, муж гневался на нее за то, что она не любила светскую жизнь. Димитра часто посещала Георгиевский монастырь в Балаклаве, в котором познакомилась с митрополитом Агафангелом (Типальдо), греком (1, 40-41). В марте 1854 года, т.е. до начала осады Севастополя, Владыка Агафангел уехал в Иерусалим на покой и вскоре там умер. В документе из РГИА, Санкт- Петербург нет сведений о том, что Димитра жила в Севастополе во время его осады. Говорится только о посещениях ею Балаклавского монастыря, что было возможным исключительно в мирное время, так как во время осады Севастополя этот монастырь был заблокирован англичанами и французами – из монастыря не выпускали монахов и не впускали в него кого-либо.
Примечания
1. "Разновременные видения Димитры и события в ее жизни" РГИА, Санкт- Петербурге, фонд 796, опись 205, дело 456
2. «О чем душа скорбит? Жизнеописание, пастырские труды, воспоминания духовных чад схиархимандрита Зосимы (Сокура)». Москва, 2012 год.
3. Кочубинская Т.В. «Во след за Христом. Памяти прп. Димитры, основательницы Киевского Свято-Введенского монастыря» «Подвижничество православных жен и меценатства путь-навеки в памяти людской живут». - Материалы православной конференции, посвященной памяти основательницы Киевского Свято-Введенского монастыря мон. Димитры (Матроны Александровны Егоровой) и 130-летию Святой обители. Киев. 2010 год. С .27, 285.
4. Книги поховання №3, № 4 Звiренецького кладовища