– Самое древнее каменное сооружение Восточной Европы, сохранившееся до наших дней. Без оговорок, возраст у Софии Киевской почтительный. Да еще и юбилейный: тысячелетие. Вдумайтесь в подчеркнутое слово. Будь она просто сарайчиком для садового инструмента, и то заслуживала бы уважения только лишь за свой возраст, но ведь София, ко всему, –
– Уникальный образец архитектуры своего времени, равных которому на тот момент – вряд ли сыскать на всем Европейском континенте. Конечно, по нынешним меркам сооружение не впечатлит особо своими масштабами. Но стоит учесть, что на момент его возведения большинства архитектурных шедевров Европы, как, впрочем, и некоторых Европейских столиц, не было в помине. Поэтому автор “Повести временных лет” вполне справедливо восторгался храмом Софии в Киеве:“Церкви дивна и славна всем округниим странам, яко же ина не обрящется во всем полунощи земнеем от востока до запада” Сие в переводе означало, что ни в одной северной стране не отыскать ничего подобного. Но не архитектурой единой уникальна София. Ведь это, к тому же, –
– Наибольшее в Европе (а возможно, и в мире) собрание древних мозаик и фресок в одном месте и в своем первозданном виде. Уже на этом наш список причин можно бы и заканчивать. Ведь 260 квадратов мозаик (из первоначальных 600 м2) и 3 тысячи квадратов фресок (из 6 тыс. м2) – впечатляет весьма. Но и это не всё. Мозаики сами по себе требовали большого мастерства и по причине трудоемкости (наносились в три этапа) были в то время настоящей роскошью. Но среди мозаик Софии, в частности, –
– Выдающийся шедевр мозаичной живописи – Мария Оранта. Композиция с эффектом живой динамики или, выражаясь современным слогом, эффектом интерактивного взаимодействия с наблюдателем (своеобразное 3D, если хотите). Дело в том, что 6-метровое изображение Девы Марии с поднятыми в молитве руками выполнено на внутренней (вогнутой) поверхности купола собора и с разных точек Оранта выглядит изображенной в разных позах – стоя, наклонившись в молитве или на коленях.
Ну и завершающий в нашем списке (хотя далеко не последний) авторитетный аргумент к посещению выдающейся киевской достопримечательности:
– В 1990-м году ЮНЕСКО включила Софию Киевскую в список всемирного наследия. Достопримечательность мирового значения.
Приятного, господа, посещения!
И захватите с собой друзей-)
Вожу студентов в обязательном порядке вокруг Софии. Цены на вход в сам храм издевательские для стюдентов.
По художественной ценности: Готики у нас не было, Романский стиль и Византийский нашего избалованного человека не поражают. София нас не поражает, потому что у нас сбит эстетический вкус, а не надуманность красоты храма. Что рядового туриста привлекает? Смешной вопрос. Я не отделяю нашего быдлотуриста от американского быдлотуриста, и те и другие хотят отметиться в памятных местах, но при этом представляют как набухаються вечером. Тот, кто понимает в архитектуре, с удовольствием посмотрит на Софию, Лавру, Кирилловскую и т.д.
По исторической ценности: София - это мост от нас к нашим предкам, уничтожая такие памятники или не воспитывая почтения к ним, мы просто становимся сиротами.
По архитектурной ценности: если Шартрский и Реймский соборы похожи, это не значит, что они не особенные, тоже самое с Софией и Троицким. София и ее фрески уникальны. Мы не видим ее в первоначальном виде, но и барокковом декоре она не плохо выглядит.
Спасибо.
По поводу почтительного, интересная мысль, приму к сведенью.
Но исправлять не стану. Потому как Ушаков возмутится, чего мол)
"ПОЧТИТЕЛЬНЫЙ ... 2. Большой, значительный (о размере, величине, количестве чего-нибудь; разг. фам.). Почтительное расстояние. Почтительное количество. Почтительных размеров" (Толковый словарь Ушакова)
Относительно длинного поста.
Вполне убедителен, вцелом. Хоть и категоричен местами (нет в Храме, кроме древности, ничего интересного/во фресках красивого быть не может по самой задумке)
Статья, конечно, не претендует на абсолютный объектив. И лаконичность выступала одним из важных факторов.
В вашем журнале, где вы, Артемида, пишете о Софии, вычитал очень оригинальное и меткое сравнение: "София имеет весьма сомнительную ценность как туристический объект. Да, она ценна для нас, киевлян, да и всех украинцев, но очень вряд ли, что она сразит человека постороннего.
Это вот как мать. Понятно, что для меня это самая лучшая женщина в мире, хотя посторонний человек, возможно, никогда бы не выделил ее из толпы."
Вот тут то мы с вами удивительно сошлись=)
Вспомните, о чём вёл речь в начале: приглашал киевлян в Софию)
На счёт туристов - согласен. У них даже поговорочка есть: "АВС", "another bloody church". Цекрви их явно достали.
По поводу платы за вход (40 грн c экскурсией по музею), немало. Но собираются повысить.(
Такое.
Да, категоричность местами совсем бронелобая, но если бы расписала, то вышло бы очень много.
Возможно, это выглядит как спор ради спора, потому что я все равно соглашаюсь в глобальном - историю знать, памятники беречь. А тут... ну не знаю, просто не нравится вот это высасывание из пальца, которое теперь, в преддверии наплыва европейцев, вообще на каждом шагу. Не нужно придумывать и преувеличивать, в простоте тоже есть своя прелесть.
Вот продолжая мою метафору про мать: будет глупо, если я начну доказывать, что она самая красивая и самая умная женщина в мире. Для меня - да, но объективно есть и краше, и умнее. И нужно это понимать.
Для начала оговорюсь, что к архитектуре отношение имею и в ней немного разбираюсь, и что очень люблю именно старинный Киев и вполне в курсе, что кроме Андреевского и Крещатика есть масса более интересных достопримечательностей. И что Городецкий не единственный и - чего уж там - далеко не самый выдающийся архитектор Киева всех времен.
А теперь про Софию. На самом деле, кроме древности в ней нет ничего. Если честно, она никак не может конкурировать, например, с романскими храмами Европы. Вообще, немного не понятно по поводу Европейского континента (в тексте). Упомянутые романские храмы датируются тем же 11 веком сооружения. Ну да ладно. Внешне в ней нет вообще ничего интересного. Можно запросто перепутать с другими храмами, например, с Троицким собором в Чернигове. Конечно, внешне она уже давно не выглядит как древнерусский храм. Внутри же... Ну да, фрески. Не все, кстати, такие уж древние, встречаются намного более поздние. Если вы студент искуствоведческого факультета, то вам будет очень полезно взглянуть на них собственными глазами, но если нет, то всё это произведет на вас весьма тягостное впечатление. Вообще, иконописный канон создавался не для того, чтобы удивлять зрителя красотой линий и буйством красок, так что в этих фресках нет ничего красивого и быть не может по самой задумке. Техника тоже достаточно проста. Если бы такие же неказистые человечки были вырезаны из камня или дерева - тогда да. было бы чем восхититься. Вот на счет Оранты, пожалуй, ничего говорить не буду. На меня она тоже не произвела впечатления, но, возможно, люди христианской веры и видят в ней что-то такое.
В добавок ко всему этому там очень завышена цена за вход. Не помню точно сколько, потому что у меня был пропуск, но я тогда еще отметила, что это как-то многовато. Еще там нельзя фотографировать (ни просто, ни за деньги), что вообще-то не очень хорошая новость с точки зрения туризма.
В общем, памятники нужно беречь, историю помнить, но объективность не терять.
Вход - 50 гривен. Для жителей Украины это унизительная издёвка. Причём, эти 50 гривен обязан заплатить даже, если просто хочешь пройти на территорию подворья, т.е. без посещения помещений.
Возраст бывает разве что почтенный - но уж никак не почтительный 🙂
Кстати, континента Европейского тоже не существует, есть Евразия или даже Афроевразия. Но на это можно не обращать внимания. Или не обращать внимание? 😉
Дык, тоже этим заморачивался при написании текста.
И тут, строго говоря, верно, нету.
Однако википедии на эту тему осторожничают. Обе.)
Русская вики подаёт Европу в столбце с заголовком "Континент/Часть света"
Украинская ещё деликатнее: там представлены несколько континентальных моделей. В одной из них - таки она, Европа.
Решил для себя пойти в угоду слаженности текста, жертвуя строгостью/точностью. Поскольку лучше и проще переиначить летописца с его "во всем полунощи земнеем" я не сумел.)
Спасибо.