Территория комплекса очень большая – всего 28 гектаров общей площади, и делится она на две части – два холма, разделенных оврагом. Поэтому есть территория верхняя – с более высоким холмом, и территория нижняя – с более низким холмом. На верхней территории сегодня находится заповедник, а на нижней – живут монахи. Монастырь относится к Украинской православной церкви и подчиняется Московскому патриархату.
На верхней территории сосредоточен основной архитектурный ансамбль, четыре музея и выставки. На нижней – находятся оба комплекса пещер, а над ними – два архитектурных комплекса. Там же размещается резиденция митрополита Владимира, духовная семинария, академия, экономическая, хозяйственная части монастыря, келейные корпуса. | |||
Лавра окружена крепостными стенами. На верхней территории крепостную стену строили в конце 17 – начале 18 века по плану и на средства украинского гетмана Ивана Мазепы. С того времени она никогда не разрушалась, а только периодически реставрировалась. Ее общая протяженность – километр и 80 метров, максимальная высота – семь метров, толщина стены – три-четыре метра. В нее встроены шесть сторожевых башен, две церкви – церковь Троицкая, где находится главный вход, и церковь Всех святых или Мазепинская (в честь украинского гетмана, на средства которого она строилась).
Нижняя территория окружена второй крепостной стеной. Она строилась уже в середине 19 века и надежно защищала монастырь от нападения врагов, если бы такие произошли. К счастью, когда строилась эта стена, на нижнюю территорию особых нападений уже не совершали.
Архитектурный ансамбль Киево-Печерской Лавры формировался в течение девяти веков, поэтому в нем представлены разные архитектурные стили. Это один из самых уникальных архитектурных ансамблей мира.
Одна из самых ценных построек, дошедшая до нашего времени в оригинале, украшает главный вход – это Троицкая надвратная церковь. Как мы читаем в “Повести временных лет”, написанной Нестором Летописцем в этом монастыре в начале 12 века, эта церковь строилась на средства Черниговского князя Святослава Давыдовича в монашестве Николы Святоши, правнука великого Киевского князя Ярослава Мудрого.
Эта церковь никогда не разрушалась. Менялся ее внешний облик и менялся ее интерьер, поэтому то, что мы сегодня видим на внешних стенах – на восточной и западной стене, это уже 18 и 19 век, внутри полностью сохранился интерьер первой половины 18 века, с уникальной живописью, выполненной лучшими представителями лаврской иконописной школы в стиле украинское барокко. | |||
Успенский собор – главная церковь монастыря – после пожара в 18 веке также была расписана в стиле украинское барокко. И, к счастью, перед тем, как в 19 веке ее начали перерасписывать, из Санкт-Петербурга приехал профессор Солнцев. Он полностью зарисовал всю церковь. Все рисунки, все эскизы хранились в Петербурге в Академии художеств.
Теперь, когда снова восстановили Успенский собор на территории Лавры, там работают художники тоже в стиле украинского барокко. И интерьер, который там сейчас создается, это копия интерьера, который был в этой церкви в 18 веке. Поэтому это совершенно уникальная живопись, удивляющая и запоминающаяся. | |||
Никола Святоша построил в Лавре не только Троицкую церковь. Благодаря ему здесь появилась больница – это была одна из первых лечебниц в Киевской Руси. Сюда приходили за квалифицированной медицинской помощью все. Народ врачевал известный врач Агапит, живший здесь в начале 12 века. Он лечил травами, руками, лечил богатых и бедных. Причем совершенно бескорыстно – никогда не брал никаких денег за свои услуги. А все подарки, приношения, которыми его благодарили пациенты, Агапит отдавал монастырю. Поэтому после смерти он, как и все монахи, был захоронен в пещерах, и впоследствии канонизирован. Сегодня он относится к числу наиболее почитаемых святых Печерского монастыря. И уже позже на территории этой больницы был открыт монастырь, в котором жили пожилые монахи. Можно даже сказать, что это был дом престарелых для священнослужителей. Монастырь был закрытого типа, и посторонних туда не пускали. Могли приходить только те, кто нуждался в медицинской помощи. Здесь же, в этом монастыре, в начале 20 века находилась и аптека. Был построен большой двухэтажный корпус, на первом этаже которого и разместили аптека. И те, кто нуждался в лекарствах, могли прийти в Лавру и приобрести их. В основном, это были травы.
Святой Агапит. | |||
Говоря о Киево-Печерском монастыре, мы отмечаем, что это был один из первых монастырей на Киевской Руси. В Повести временных лет мы читаем, что основали его монахи Антоний и Феодосий в 1051 году. Это было еще при Ярославе Мудром. Они вынуждены были жить в пещере, которую предположительно вырыли варяжские купцы. Хоть по одному из предположений, пещеру вырыл пресвитер Илларион, духовный наставник княгини Ольги, поскольку здесь рядышком находилась загородная резиденция киевских князей.
Версия о варяжском начале пещер гласит, что ее вырыли купцы и использовали как перевалочный пункт. В комплексе дальних пещер даже есть отсек, который так и называется “Варяжская пещера”. Поэтому в свое время люди пытались найти там какие-нибудь древние сокровища – коль там хранились товары. Но так ничего и не нашли.
Так или иначе, монахи вынуждены были жить в пещере, поэтому монастырь и получил название Киево-Печерский, от древнерусского слова “печера”. Но жить долго под землей они и не могли – численность монахов увеличивалась. Да и условия жизни были сложные – грунты у нас мягкие, это полтавский песчаник, поэтому оползни и обвалы случались регулярно. И когда уже монастырская братия насчитывала 20-25 человек и в пещерах у них были и подземная церковь, и келии, и трапезная (это была уже небольшая община) – киевский князь Изяслав пожертвовал монахам гору над пещерами. Вот так появляются первые деревянные постройки наверху. И монахи, конечно же, переселяются наверх. Антоний оставляет в этом монастыре игуменом Варлаама, а сам в овраге под холмом роет для себя вторую пещеру. Так появляется второй комплекс. Поэтому, говоря о возрасте пещер, мы отмечаем, что возраст ближних, антониевских, нам известен – это 60 годы 11 века, а вот относительно возраста дальних пещер никто четкой информации дать не может.
В 70 года 11 века киевский князь Святослав жертвует монастырю второй, более высокий холм. И в центре, на площади, строится каменная Успенская церковь. Это первая каменная постройка на этой территории. И поскольку пещеры находятся на разном расстоянии от нее, мы их называем ближними и дальними. Со строительства Успенского собора начинается застройка всей верхней территории и продолжается практически до начала 20 века. Это связано с тем, что постройки разрушались очень много раз. Их разбивали половцы, монголо-татары, крымские татары, немцы. Здесь были пожары, землетрясения. Естественно, что после каждого из таких событий от построек остаются только руины.
Иногда Лавра оказывалась полностью или частично разбитой | |||
Нужно учитывать также тот момент, что первый архитектурный ансамбль состоял из деревянных построек, каменных зданий на то время было три – Успенская церковь, рядом с ней трапезная палата и трапезная церковь и Троицкая надбрамная церковь, украшающая главный вход. Поэтому, когда в 1718 году во время пожара все деревянные постройки сгорели, перед монастырем встала важная задача – построить полностью новый каменный ансамбль. Сюда приезжают лучшие специалисты, лучшие архитекторы и каменщики. Они работают на территории Лавры и создают уникальный архитектурный ансамбль, оформленный в стиле украинского барокко. Это стиль также называют мазепинским, потому что именно он привез барокко из западной Европы. У нас он трансформировался под особенности нашей архитектуры и традиции, и вошел в историю, как украинское барокко.
Для этого стиля характерны грушевидные купола, которые начали покрывать позолотой, обильный растительный орнамент на культовых постройках, настенная живопись не только внутри, но и снаружи. Для построек гражданского назначения – многопрофильные карнизы, пилястры, сандрики треугольной и полусферической формы. Все эти элементы и украшают наши постройки. | |||
В 18 веке большая часть зданий была одноэтажной, поэтому вторые этажи достраивались в 19 веке и уже совсем в другом стиле. Есть постройки, где четко видно эту вековую разницу этажей.
Киево-Печерский монастырь всегда был религиозным центром – на территории множество церквей, в пещерах лежат святые мощи. Всего там находится 122 останков, из них 33 святых – полностью мумифицированы. К ним относятся и Нестор Летописец, и врач Агапий, и художник Алипий, в 11 веке возглавлявший иконописную мастерскую, расписывавший Успенский собор и писавший чудотворные иконы. Кроме того, своими минеральными добавками он лечил кожные заболевания. В пещерах захоронен и Илья Муромец – это тоже один из святых Киево-Печерского монастыря, посещаемый нашими паломниками. В пещерах находится захоронение 12 братьев-греков, которые по преданию строили в 11 веке Успенский собор. Там же и захоронение Иоанна-младенца, убиенного еще до введения христианства на Киевской Руси. Он был принесен в жертву языческим богам, потом его останки нашли и канонизировали. Сегодня это покровитель женщин, которые страдают бесплодием или женщин, которые должны вот-вот родить ребенка. Таких святых на территории Лавры очень и очень много – это всегда привлекало паломников. И, кроме того, на территории находятся 20 действующих церквей.
Но Лавра была важна не только в религиозном плане, но и в общественном. В монастыре в 1615 году была открыта типография. В Киеве это была первая типография, в Украине – третья, после Острожской и Львовской. И нужно сказать, что она завоевала популярность не только на территории Российской империи, но и в Западной Европе, потому что книги печатались на шести языках. Из них два – европейских языка – польский и немецкий. Причем это была литература не только богословского характера. Дело в том, что в 1632 году митрополит Петр Могила открыл здесь школу. Потом он соединил ее с Братской киевской школой, и появилась Киево-Могилянская академия – первое высшее учебное заведение Восточной Европы, где могли изначально учиться абсолютно все. Уже позже начались отборы, по которым студенты попадали в вуз. И коль здесь была школа, то нужны были книги. И в типографии печатались учебники, первые учебники, словари, буквари, календари.
В Украине также жили образованные монахи, знавшие по несколько иностранных языков, включая латынь. Практически все они имели небольшие библиотеки. Кроме того, в 18 веке открыли большую публичную библиотеку во втором ярусе главной Лаврской колокольни, а митрополиты давали деньги на открытие школ и предоставляли возможность населению пользоваться своими личными книгами. Поэтому, говоря о Киево-Печерском монастыре, мы отмечаем, что это был центр духовности, образования и культуры.
Жил монастырь за счет пожертвований, поэтому постепенно он и владения свои расширял, и благосостояние улучшал. Со временем ему присвоили ряд привилегий – автономию и почетный титул “лавра”, что в переводе с греческого означает “город” или “жилой квартал”. И это действительно был город в городе. Хотя Киево-Печерский монастырь до середины 18 века размещался, по сути, в пригороде. Потому что там, где сейчас у нас находится улица Крещатик, раньше была речка. Но она постоянно высыхала, и в 40 годы 19 столетия построили улицу в 1200 метров протяженностью. По одну сторону Крещатика был Киев, а по другую – холмы. Но местность здесь очень хорошая, рядом вода, поэтому ее постепенно стали застраивать. И Киево-Печерский монастырь сначала стал частью города, а после и центром самого престижного районы столицы – Печерского.
Вообще монастырей, которые носят титул Лавры – немного. Этот титул имеют только православные мужские монастыри, которые оказывали большое влияние на население и имели большие привилегии, пользовались автономией. Самый старый из них – это Афонский монастырь в Греции. В России их два – Троицко-Сергиева Лавра в Загорске в Москве и Лавра Александра Невского в Санкт-Петербурге. В Украине три лавры – Киево-Печерская, лавра Почаевская в Западной Украине и лавра Святогорская в Донецкой области.
Но после Октябрьского переворота 1917 года церковь официально отделяется от государства, а школа – от церкви. И на территории монастыря открывается масса различных музеев, организаций и постепенно в голову руководства Украинской республики приходит идея открыть на территории Лавры огромный музей. Ведь постройки, которые здесь находятся, все коллекции сакральных вещей – это абсолютно уникальные вещи, которые должны охраняться и показываться народу. Именно на этих образцах мы должны учить культуру, историю. Поэтому в 1926 году и был открыт наш музей. Сегодня вся эта территория принадлежит государству и все работы, проводимые здесь, также финансируются государством. Потому что каждая постройка тут – это отдельный архитектурный шедевр.
НА ЗАМЕТКУ
Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник открыт с 09:30 до 18:00. Заповедник работает без выходных, в летний период – до 20:00. Вход на территорию платный (25 гривен). Смотровые и тематические экскурсии по Заповеднику продолжаются от 1 до 3 часов.
Додати коментар