В трещины в стенах Андреевской церкви можно руку просунуть – их ширина достигает четырех-шести сантиметров
– Если процесс оплывания грунта не остановить, дойдет до того, что оголится большая поверхность фундаментов церкви, – говорит заведующий отделом Национального заповедника “София Киевская” Евгений Кожан. – Тогда устойчивость здания церкви окажется угрожающе малой. Это тем более опасно, поскольку под фундаментом есть две неустойчивые зоны. Мы их называем площадями скольжения. Первая – на глубине 8-12 метров, вторая – 15-16 метров. Если они придут в движение, обломки церкви окажутся аж на Подоле, где-нибудь в районе улицы Боричев Ток.
Впрочем, сейчас реальной угрозы катастрофы нет. Но чтобы до нее не дошло, следует остановить сползание поверхностных слоев земли с холма. Как это сделать, мы знаем: ниже храма, в том месте, где перпендикулярно Андреевскому спуску проложена аллея парка (на ней художники продают картины. – Авт.), следует вбурить сваи. Сколько точно, определят проектанты. Кстати, в конце 1970-х – начале 1980-х годов мы уже сталкивались с угрозой интенсивного сползания грунта в сторону Андреевского спуска. Тогда забурили около полутора десятков свай, и процесс разрушения прекратился и не возобновлялся, хотя с тех пор минула уже четверть века.
Ныне же возникли два эпицентра сползания грунта: один шириной двадцать метров и глубиной два метра – в сторону Подола, а второй, более крупный, площадью до 200 квадратных метров и глубиной полтора-два метра. Если стать лицом к лестнице, по которой поднимаются к церкви, то эта вторая зона будет у вас по правую руку.
– Когда начнутся работы по укреплению этих зон сползания?
– Желательно, чтобы как можно раньше, – отвечает Евгений Кожан. – Но прежде следует разработать и утвердить проект работ, дождаться выделения денег на их проведение. Надеюсь, правительство не станет тянуть. По крайней мере, когда в конце 90-х возникла аварийная ситуация на другом объекте нашего заповедника – колокольне Софийского собора, – средства были предоставлены оперативно.
Что нас еще серьезно тревожит в здании Андреевской церкви, так это трещины. Если бы их время от времени не замазывали раствором, то через многие из них можно было бы заглядывать внутрь храма, ведь они сквозные, а их ширина – четыре-шесть сантиметров! Почему они появляются, да еще так сильно расширяются? Дело в просчете, допущенном архитектором Мичуриным. Именно он воплощал проект Андреевской церкви, разработанный знаменитым Франческо Бартоломео Растрелли, который, кстати, в Киеве ни разу не был.
Когда императрица предложила Растрелли создать храм в нашем городе, он занимался церковью Смольного монастыря в Петербурге. Ее проект архитектор и взял за основу плана создания Андреевской церкви, а воплотить проект доверили Мичурину. Он приказал вырыть глубокую яму под фундамент. Вот только оказалось, что половина фундамента поставлена на грунты с одними свойствами, половина – на грунты с другими свойствами. Из-за этого происходят деформации, приводящие к образованию трещин. Если бы Мичурин вырыл яму под основание здания на полтора метра глубже, проблем с трещинами не было бы.
“От горящих целый день свечей уникальная живопись, лепка, иконостас покрываются жирной копотью”
– Приглашаю вас посмотреть, в каком незавидном состоянии ныне находятся иконы, лепка, иконостас, – предлагает заведующая отделом “Андреевская церковь” Национального заповедника “София Киевская” Жанна Литвинчук.
Кстати, мы встретились с Жанной Григорьевной, когда она подметала территорию вокруг храма. Ничего не поделаешь: дворника нет, вот и приходится научную работу совмещать с физической. Мы поднимаемся по лестнице к церкви, и я замечаю, что недостает многих секций в ограждении паперти.
– Их кто-то выломал, вероятно, чтобы сдать в металлолом, – поясняет Жанна Григорьевна. – Заходим в церковь. Обратите внимание: в храме иконы темные – это на них осела копоть от свечей. В 2000 году были закончены масштабные реставрационные работы в Андреевской церкви. Иконам вернули первозданный вид: нежные полупрозрачные тона, характерные для стиля барокко. Но в 2001 году Украинской автокефальной православной церкви позволили проводить здесь службы по большим христианским праздникам. Если бы так и поступали, то ущерба для живописи, вероятно, не было бы. Но службы идут ежедневно, утром и вечером. Свечи горят в храме весь день. Копоть от них оседает на живописи, резьбе, лепке.
Урон был бы значительно меньшим, если бы свечи были качественные. Но посетителям предлагают низкопробные, от которых очень много жирной копоти. Самое печальное то, что удалить ее с икон почти невозможно.
– Но ведь эти иконы прежде реставрировали?
– Да. Причем работа над каждой иконой занимала несколько лет и обошлась в среднем в 50 тысяч гривен. Реставраторы раскрыли первоначальные изображения, удаляя поздние. И теперь на уникальных произведениях живописи XVIII века оседает все больше жирной копоти. Мы неоднократно объясняли священникам, что нужно сохранить знаменитый интерьер Андреевской церкви, но положительного результата не получили. К слову, это единственный дошедший до наших дней храмовый интерьер, созданный Франческо Бартоломео Растрелли. К нам приезжали коллеги из музея Царского Села, что в пригороде Санкт-Петербурга. Они заказали фотографии иконостаса Андреевской церкви, чтобы на их основе восстановить убранство дворцового храма в Царском Селе.
– Давайте подойдем ближе в иконостасу, – предлагает Жанна Григорьевна. – Видите, на его вратах отломился фрагмент левкаса (левкас – специальное покрытие под позолоту. – Авт.). Отвалилось уже несколько фрагментов. Причина – регулярные резкие перепады температуры и влажности воздуха из-за нарушения режима эксплуатации храма. А чего стоит история с гвоздями, которые вбили в иконостас, чтобы повесить две современные иконы! То, что при этом портится иконостас, являющийся произведением искусства, почему-то беспокоит только сотрудников заповедника. А посмотрите, как испорчен пятнами от свечей мраморный пол. Этот мрамор стоит больших денег, его заказывали в Италии, когда в конце 90-х реставрировали Андреевскую церковь. Так что ситуация с сохранностью интерьера храма с каждым днем все хуже и хуже, а добиться изменения к лучшему нам пока не удается.
Высказаться по поводу этих претензий мы попросили священника, который правит службу в Андреевской церкви. Он попросил не называть в газете свое имя. Батюшка подчеркнул, что Украинская автокефальная православная церковь проводит службы в Андреевской церкви в соответствии с решением государства и подписанного с ним договора. По словам священника, иконы изначально выглядели так, как сейчас. А свечи, которые продают в Андреевской церкви, якобы чуть ли не лучшие в мире – 100 процентов воска. “Специалисты утверждают, что дым восковой свечи завосковывает иконы и тем самым способствует их сохранению”, – заявил батюшка и даже предложил мне попробовать свечу на вкус. Но я отказался.
В МУЗЕЕ ОДНОЙ УЛИЦЫ ВПЕРВЫЕ ДЕМОНСТРИРУЮТСЯ ЭСКИЗЫ АНДРЕЕВСКОЙ ЦЕРКВИ, СУДЬБА КОТОРЫХ МНОГИЕ ГОДЫ БЫЛА НЕИЗВЕСТНА
Эти эскизы являются центральными экспонатами выставки “Я, граф де Растрелли…”, посвященной творческому наследию архитектора. Напомним, что по его проектам созданы шедевры архитектуры Киева – Андреевская церковь и Мариинский дворец.
– Когда в конце XIX века проводили масштабную реставрацию Андреевской церкви, оказалось, что никто в Российской империи не знал, где находятся ее чертежи и эскизы и сохранились ли они вообще, – рассказывает директор Музея одной улицы Дмитрий ШлЁнский. – И только в 70-е годы XX века руководство заповедника “София Киевская” нашло в литературе сведения, что эти бумаги находятся в Вене, в одном из богатейших архивов мира “Альбертина”. Эскизы нужны были заповеднику для создания проекта реконструкции церкви. Чтобы купить в Австрии копии документов Растрелли, советскому государству следовало выделить около 100 долларов (по ценам середины 1970-х). Но денег не дали. Венские коллеги все же предоставили киевлянам нужные им бумаги, но с условием: эскизами можно было пользоваться по частям.
– Нам выдавали по одной четверти этих изображений, – говорит один из создателей проекта реставрации Андреевской церкви, выполненной в 1978-1979 годах, Михаил Дегтярев. – После этого копии документов были сданы в архив заповедника и ни разу не демонстрировались.
– Чтобы их увидела публика, мы обратились в архив “Альбертина” и за сравнительно небольшую сумму купили типографские копии эскизов Андреевской церкви, – сообщил директор Музея одной улицы. – Кроме них, на выставке представлены чертежи многих других шедевров Бартоломео Растрелли.
у нас безумно красивый город...
и спасти его от подобного рода ситуаций можно лишь при условии того,что власти будут заранее интресоваься состоянием таких вот памятников архитектуры, а не затгивать, до того,что уже просто КРИТИЧЕСКИ необходимо что-то делать
а касательно Подола,то ему вобще не известно как надо выживать,вспомнив даже 2 отеля по сторонам фуникулера,которые , по прогнозам архитекторов, через 5-10 лет приведут к колосальному смщению грунта, разрушению фуникулера и провалу м.Почтовая площадь...
Такой вот он,наш прекрасный город...
начнут трогать - точно будет церковь на Подоле.