Воздвиженский спуск, больше известный как улица Смирнова-Ласточкина, давно полюбился киевским водителям. Это кратчайший путь из Старого города на Подол: соседний Адреевский спуск пешеходный, а Кудрявский выходит на вечно запруженную автомобилями Глыбочицкую. Многие еще помнят настоящий железнодорожный переезд возле Львовской площади. Между тем этот район – тот самый летописный Копырев конец, а по Вознесенскому спуску ездили еще при князьях.

Нынешнее название местности – Кудрявец – объясняется просто: еще в начале XIX века здесь были в основном небольшие частные домики и кудрявились обильные сады.

С летописным Копыревым концом сложнее: единого мнения до сих пор нет. Концом в те времена называли автономный, обособленный район города. А “Копырев” ряд историков связывают с существовавшим здесь иудейским кварталом – тут проживали ковары (или хазары). Отсюда и “Жидовские ворота” – второе название известной Львовской брамы. Есть версия, что здесь была таможня: “копар” в переводе с иврита означает “пеня”, “выкуп”.

 

Светофор для “пьяного” трамвая

Со второй половины XIX века Кудрявец превращается в один из центральных районов Киева: сказываются и массовые отселения с Печерска при строительстве крепости, и подольские наводнения. Строились многоэтажные доходные дома, а на улице Кудрявской в 1896 году был построен ликероводочный завод (торговая марка “Столичный стандарт”). Его высокие корпуса и сейчас украшают довольно пустынную улицу: ездят здесь разве что к офису “Укргазодобычи”. В войну на заводе делали бутылки с зажигательной смесью, а немцы разливали минералку – народ должен был работать, а не напиваться.

Между тем на Кудрявскую можно попасть и со стороны Львовской площади, по ныне пешеходному Петровскому мосту. Предполагается, что его построили еще в 1856-м, через три года после известного Цепного моста через Днепр. В это время здесь размещался ряд роскошных усадеб, а под мостом был организован проезд к Петровской улице.

Капитальный ремонт моста обещали сделать еще в конце 2001 года, однако с тех пор лишь заблокировали движение автомобилей. Здесь по-прежнему красуется щит о решении горадминистрации закрыть движение, а в ответственном за мост отделе эксплуатации мостов и гидротехнических сооружений “Киевавтодора” комментировать ситуацию отказались.

Сейчас уже и забыли, что в 1960–70 годах по этому мосту ездил… трамвай! Нет, здесь не пролегал ни один из городских маршрутов, по рельсам доставлялись грузы для того самого ликероводочного завода. Интересно, что светофор для “алкогольного трамвая” до сих пор работает: теперь для выезда со двора у кинотеатра имени Чапаева. И педантичная дорожная служба даже наносит дорожную разметку!

Между тем трамвайные грузовозы завод использовал еще в 30-е годы, а линия по мосту возникла из-за снятия путей – цистерны со спиртом и ящики с водкой возили и по Артема, и по Обсерваторной. Грузовые трамваи стали детищем плана электрификации ГОЭЛРО: они возили даже известную минералку “Нарзан” в Кисловодске. Терминал располагался у станции “Киев-Товарный”, а один из трамвайных электровозов сохранился и будет экспонироваться в музее электротранспорта.

 

Копырев конец поделили православные и католики

Подступы к старому мостику все же укрепили: при строительстве греко-католического храма Василия Великого. Первая в Киеве церковь в современном стиле, построенная по проекту архитектора Ларисы Скорик, вызвала много дискуссий, однако вписалась в довольно пеструю застройку местности.

В разное время здесь располагались храмы разных религий: иудейский Копырев конец в XI веке становится резиденцией сына Ярослава Мудрого Святослава, который основывает здесь монастырь святого Симеона, располагавшийся примерно на месте нынешнего храма. С 1604 года здесь находится дворец католического епископа – бискупа, отчего эта местность и часть Подола у Житнего рынка называли Бискупщиной. В 1718 году возводят Вознесенскую церковь, давшую название спуску. Деревянная церковь просуществовала до конца XIX века, а сейчас на ее месте находится больница для ученых. В конце XIX века неподалеку сооружается огромный комплекс зданий для духовной семинарии. До этого семинария занимала здания бывшей Киево-Могилянской академии на Подоле, однако площадей не хватало, особенно общежитий для семинаристов. Семинария стала наследницей старой Могилянки: в 1817 году общеобразовательную академию превратили в исключительно духовную. История семинарии теряется после гражданской войны, а в здании с 1924 года находится Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры. По словам проректора по научной работе Леонида Прибеги, активная стройка в Кожемяках дает себя знать: возникла проблема оползней, в академии есть трещины, необходима диагностика его технического состояния.

 

Вместо гаражей мог бы быть музей

В конце 1980-х выпускник художественной академии Александр Прима в своем студенческом проекте предложил создать на соседней Петровской улице музей городской культуры. Аналог известного Пирогово, только городской: ведь Украина – это не только села. Сейчас на этой улице расположены в основном гаражи, а верхней ее части практически нет: сразу под мостом начинается дикая тропа. Проектом предполагалось свезти на улицу киевские частные дома, кое-где еще сохранившиеся среди новой застройки. Вот только трудно представить, откуда взялись бы деньги на воплощение этой идеи, если у государства не нашлось средств даже на продолжение раскопок Десятинной, а с города, который всерьез рассматривает проекты высоток возле “Арсенальной” – и спрашивать не стоит…

Между тем прообраз музея городской застройки создала сама история: здесь расположены здания большинства эпох. Современные офисы, доходные дома, комплекс семинарии с фундаментами церкви XI века во дворе, старый мост, несколько брошенных, но еще интересных зданий.

Одно из украшений улицы – дом №13 на Вознесенском спуске, построенный из кирпича и дерева. Здесь жили историк-архивист Виктор Романовский, а также Ипполит Моргилевский – именно этот историк архитектуры сделал точные обмеры Михайловского Златоверхого монастыря и открыл первоначальный вид Софии Киевской.

А невдалеке, на Кудрявской, находится Музей Александра Пушкина, открытый к 200-летию со дня рождения поэта в 1999 году. Экспозиция основана на коллекции Якова Бердичевского, известного коллекционера-пушкиниста. В 1987 году, уезжая за границу, он подарил коллекцию городу, с условием открыть музей. Здание восстановили из руин, а интерьеры в стиле XIX века и интересная экспозиция – настоящий подарок для искушенного туриста и настоящего киевлянина.