Но наиболее масштабное наводнение в Киеве произошло в 1845 году, когда вода в Днепре поднялась на 7 метров.
Вот как описывает это наводнение Николай Закревский:
“Разлив Днепра в 1845 г. был до того необыкновенно велик, что низменные части Киево-Подола покрылись водою на десять аршин выше нормальнаго уровня. Разлив этот в Введенском приходе на Подоле и на Плосском истребил 77 домов, а 451 дом значительно повредил.”
В тот период городом управлял Иван Фундуклей – очень состоятельный человек, прославившийся своим бескорыстием и благодетельностью. В бедственном 1845-м губернатор Фундуклей за свой счет содержал пострадавшие от наводнения семьи. Иван Фундуклей также способствовал постройке целого района – Лукьяновки, куда позже были переселены пострадавшие – в настоящее время это улица Дегтяревская.
Читаем далее у Николая Закревского:
“С этих пор жители, наиболее подвергавшиеся днепровским наводнениям, оставляя свои прежние места, стали селиться на возвышенностях Киева, как то в верховьях ручья Глубочицы и в Куреневке. Выше Глубочицы образовался новый квартал города, известный под названиемЛукьяновки. Нам неизвестно, от чего произошло название Лукьяновки; но оно едва ли старее начала прошлого столетия. Думаем, что на этом месте, в конце 17-го столетия, имел свою усадьбу или дачу Лукьян Александрович, цехмистер Киевский, коего жена, овдовевши, под именем Анны, была монахинею в девичьем Михайловском монастыре и подарила в оный пляц.
Местность Лукьяновки, руководствуясь планом Киева, изданным при Топографическом Депо в 1846 г., находится на западных оконечностях горы Скавики и гор урочища Плоскаго. Начинаясь при верховьях ручья Глубочицы и оканчиваясь недалеко от Кирилловских Богоугодных Заведений, Лукьяновка простирается в длину, от юга к северу, до 600 сажень, а в ширину, от востока к западу, имеет гораздо менее версты. Одна дорога в Лукьяновку ведет, со стороны урочища Юрковицы, начинающейся в Рогатках (на этом месте были с 1682 по 1745г.г. Иорданские Ворота, здесь кончался Подол). Другая дорога со стороны Плоскаго проходит близ церкви Св. Димитрия; и еще две со стороны Глубочицкой местности; ближайшая из них к Подолу проходит Кудрявец, перерезывает Глубочицу и наконец Скавику, мимо кладбища старообрядцев; а дальнейшая дорога, начинаясь от старой Житомирской, (недалеко от новаго острога), проходит в том месте, где получает начало свое ручей Глубочицкий.
Вся эта местность, по показанию отца Александра Кирилловича Громаковскаго, изрытая старыми и новыми оврагами, составляет разнообразную и многоветвистую нагорную возвышенность Глубочицы, с северной ея стороны.
На Лукьяновке находится несколько порядочных дач и одна главная улица, или дорога, которая в этой слободе потом разделяется на две, из коих первая спускается на средину Глубочицы, а вторая проходит до старой Житомирской дороги.
На Лукьяновке селятся преимущественно бедные люди, как то, разоренные на Оболони разливами Днепра, рыболовы, отставные солдаты, также бывшие в услужении и желающие обзавестись своим хозяйством и т.п.; но люди эти избирают места для своих жилищ преимущественно в оврагах, а не на самой возвышенной равнине, вероятно для большей защиты от северных ветров.”
Итак, после наводнения 1845 года городские власти начали переселять киевлян из Нижнего города в верхнюю часть, в результате чего оказались заселенными Львовская улица (теперь – улица Артема) и Лукьяновка.
Додати коментар