Поселок без маршруток

Есть у поселка ДВС особенность – сюда не ходит ни одна маршрутка. Добраться можно автобусами от площади Шевченко и станции метро “Героев Днепра”. По дороге самое время вспомнить предысторию возникновения этого городского квартала. Как известно, первая попытка создать в городе полноценную канализационную сеть с использованием речной воды датируется еще 1894 годом, но эпидемии тифа и холеры привели к тому, что водопроводное общество в 1909-м отказалось от забора воды из Днепра и перешло на артезианское водоснабжение. Реабилитировать идею взялись в 1939 году, с введением в строй Днепровской водной станции. С этого времени город перешел на смешанное водопользование – речное и артезианское. А для обслуживающего персонала станции в здешних лесах построили первые дома. После войны поселение расширилось, получив народное название “Водогон”, которое является русской калькой с украинского “водогін”, но почему-то оно прижилось именно в таком “народном” варианте.

Через двадцать минут езды наш автобус останавливается в общественном и культурном центре Водогона – на довольно опрятной площади с аккуратными лавочками под ажурными фонарями с одной стороны и гастрономом с кафе – с другой. Так сказать, четкий водораздел между духовным и телесным в жизни поселка. Кстати, о “водной” профессии создателей поселка напоминают даже названия магазинов (например, “Водолей”), ну, и разумеется, бювет, установленный на центральной площади, в том месте, где ранее стояли изваяния вождей.

 

Киев или не Киев?

В поселке ДВС никогда не было частного сектора, так как построили Водогон среди девственных лесов. Но в то же время здесь четко различаются четыре волны строительства. Во-первых, это самые старые дома барачного типа, построенные еще в тридцатые годы. Далее идет основная застройка – это двухэтажные особняки с замысловатыми балконами, стройными крышами с некими “архитектурными излишествами”, присущими началу пятидесятых. Они, кстати, и задают геометрию здешних улиц – центральной Днепроводской, а также перпендикулярным улицам Восьмого марта и, как ни странно, Павлика Морозова. Все остальные здания – это пристроенные сбоку “хрущевские” дома, да еще две девятиэтажные “малосемейки”, возведенные в 1979-м. Повсюду чистый лесной воздух – село ведь со всех сторон окружено лесом, слышно как где-то над головами неустанно работают дятлы. Между близлежащих сосен какие-то заботливые люди установили качели, турники. Среди деревьев приютилась школа-девятилетка, после окончания которой у выпускников есть выбор, где продолжать обучение – в ближайшей школе Вышгорода или все-таки в “большом” Киеве.

– Мы не считаем себя окраиной, – гордо заявляют старушки у подъезда одного из домов, но при этом говорят о столице как о каком-то другом городе. “Поехать в Киев”, “киевская власть” – то и дело повторяют они. Власть эти люди, кстати, очень недолюбливают. На заборах развешаны призывы писать письма Ющенко в защиту огородов водогонцев, которые передаются в аренду третьим лицам. Тревогу вызывают слухи о новом строительстве на территории поселка ДВС и реконструкции старых кварталов.

– Нам предлагают на время ремонта переселиться на Троещину! – возмущается пенсионерка Нина Ивановна. – Но многие просто не верят, что потом им удастся вернуться. Места здесь просто замечательные – природа, недалеко река, куда на рыбалку любил приезжать еще бывший глава ЦК КПУ Шелест. Поэтому желающих получить землю много.

 

Сарайное царство

Здесь отнюдь не забыли, что такое “просыпаться с первыми петухами” в самом прямом смысле слова. Петухи и куры вальяжно ходят по улице, причем не обращая внимания на здешних котов – представителей какой-то особой, водогонной породы, отличающейся повышенной пушистостью. Отсутствие частных участков и погребов для водогонцев компенсировалось обилием свободного места. Поэтому самые предприимчивые жители поселка ДВС взялись за строительство сараев. И не просто сараев, а неких индивидуального проекта конструкций разных размеров и из разных стройматериалов, но обязательно со столиком и небольшим курятником. Со временем они разрослись так, что превратились в настоящие улицы стоящих впритык друг к другу строений, напоминающих трущобы где-нибудь на Гаити. Наверное, здесь можно было бы проводить соревнования по пейнтболу. Или какую-нибудь игру по спортивному ориентированию. Или использовать как натурную площадку для съемки фильмов из жизни африканских стран.

Кстати, дорога к поселку ДВС отходит от Дымерского шоссе в лес под прямым углом, и если бы не остановка с надписью “Водогін”, трудно было бы и представить, что там за деревьями находится городской квартал. Своей неприметностью он чем-то напоминает просеку в житомирских лесах, за которой притаился военный городок Макаров-1, тот самый, в котором некоторым не совсем трезвым российским журналистам изредка видятся “тюрьмы НАТО”. И возможно, именно так было задумано. Как ни странно, долгое время поселок был до некоторой степени засекреченным по причине своей привязки к стратегическому объекту – водоканалу.

– Представляете, в шестидесятых годах его даже на картах не было, – продолжает свой рассказ Нина Ивановна, – прописаться здесь могли исключительно сотрудники станции, а позже еще персонал Киевской ГЭС. Поселок, конечно, колючей проволокой не огораживали, но горожане в такие труднодоступные места редко попадали. А жители Водогона имели все необходимое для жизни в своем поселке, чтобы не выезжать лишний раз в большой город… Сейчас, конечно, все не так. Во-первых, любой желающий уже может купить здесь квартиру. Да и не все дети первопоселенцев решили идти по пути родителей и работать на водоканале. Так что сегодня, конечно, Водогон – не такой “узкопрофессиональный” квартал, каким был раньше. Хотя все равно, людей, связанных с водоканалом, здесь живет очень много.

Мы выезжали из Водогона в сумерках. Мимо промелькнули пост ГАИ на выезде из столицы, какая-то почерневшая от времени деревянная композиция с надписью “Киеву-1500”, огромные заборы, за которыми живут известные стране люди. Что же такого, подумалось, секретного в этом квартале из трех улиц? Какую информацию мог бы получить шпион, попавший в поселок ДВС? Ну разве что пополнил бы свои познания в сарайной архитектуре…