– Отец участвовал в освобождении Киева в составе 3-й танковой армии, занимался разминированием – гитлеровцы при отступлении хотели подорвать станкостроительный и экскаваторный заводы в Святошино, – рассказала Наталья. – Еще в войну увлекся техникой, особенно электроникой.
Увлечение переросло в профессию: закончив “политех”, Игорь занялся разработкой электроники для самолетов в бюро Антонова. Одним из первых заговорил о необходимости “черных ящиков” – до этого успехом считалось, если самолет просто приземлился (кстати, на самом деле “черные ящики” обычно оранжевого цвета – чтобы было легко искать в случае авиакатастроф). Впоследствии им был основан “Электронприбор” – тогда секретный объект на улице Лагерной, который разрабатывал различную авиационную электронику. Между прочим, улицей Маршала Рыбалко Лагерная стала… тоже с подачи Игоря Ястребова в 1967 году. В семейном архиве хранится благодарственное письмо от жены маршала. И это – только часть его общественной деятельности.
На одной из встреч однополчан 3-й танковой армии возникла идея: “Давайте поставим танк”. Сначала бронемашину планировали установить на улице Маршала Рыбалко, в небольшом сквере у “Электронприбора”, но тогдашний председатель горсовета Владимир Гусев запротестовал: “Танк должен стоять на видном месте!” Его подготовили силами Киевского танко-технического училища, причем Игорь Ястребов настоял, чтобы Т-34, участвовавший в боевых действиях, заехал на постамент своим ходом. В сопровождении двух бронетранспортеров, с полным экипажем и расчетом десантников на борту, он прогрохотал по улицам Киева. “Танк №111 на вечную стоянку прибыл!” – рапортовал командир экипажа Игорь Ястребов. Он ушел из жизни больше 15 лет назад, а установленный его стараниями танк и сейчас служит “точкой притяжения”: почти всегда у постамента живые цветы – порой большая корзина или венок, а иногда несколько скромных тюльпанов…
Под видом цистерн – на фронт
Причиной появления танков в 1916 году стала “окопная война” в Первую мировую: использование “новомодной” колючей проволоки, укрепленных линий обороны сделало почти невозможным продвижение пехоты, конницы и бронеавтомобилей. С высоко задранным носом, с гусеницами даже на крыше – танки, созданные англичанами, вскоре стали грозным оружием. Название новой бронемашины придумали британские контрразведчики: первые экземпляры отправили на фронт по железной дороге под видом цистерн для питьевой воды – размеры и форма вполне подходили. “Танк” (tank) в переводе с английского как раз и означает “цистерна”, “бак”. В Российской империи танки первоначально называли “лохань” – как вариант перевода…
Три английских танка времен Первой мировой сохранились в Украине: один в Харькове и два в Луганске. В мире же их остались единицы. Луганскую “парочку” планируют привести в первоначальный вид англичане, у которых на родине таких не осталось. Члены общества “Друзья Линкольн-танка” решили взяться за восстановление машин, разбросанных по всему миру. Стоимость реставрации – около миллиона долларов. До войны два таких “боевых памятника” было и в Киеве: на развилке улицы Грушевского и Музейного переулка (где сейчас памятник Вячеславу Черноволу) и на Контрактовой площади (на месте памятника Григорию Сковороде).
Где у нас “водятся” танки
– В Киеве установлено довольно много раритетной бронетехники, – рассказал “Газете…” Владимир Горелов, сотрудник музея Вооруженных сил Украины (ВСУ). – До войны на Лукъяновке был целый танковый комплекс: училище, автобронетанкоремонтный завод (потом он стал мотоциклетным), на соседнем Сырце – танковый полигон. На железнодорожной станции “Лукьяновка” функционировали специальные платформы для быстрой погрузки танков.
Большая коллекция собрана в музее Великой Отечественной войны, стоят танки на территориях Института электросварки имени Патона, в КПИ у технического музея, на Дегтяревской, возле бывшего Киевского танко-технического училища. Несколько танков находятся на территории Академии обороны. Среди бронемашин – уникальные американский “Шерман” и немецкий Т-III, поднятые со дна рек. Вот только посмотреть на них не так-то просто. Раньше танки размещались на площадке у Дома офицеров, где находится музей ВСУ, по улице Грушевского 30/1. Сейчас это место отдали под застройку – в центре Печерска планируют 40-этажную гостиницу…
А “ежи”-то киевские!
Средство обороны, ставшее одним из военных символов, – противотанковые ежи (сваренные в центре три рельса, в форме объемной звезды) – было изобретено и испытано в Киеве. Автор идеи – генерал-майор Михаил Гориккер, начальник Киевского танко-технического училища в июне-июле 1941 года. Расчет был прост: увидев несложное заграждение, танкист захочет переехать его. При движении танка “ежик” перекатывается под ним, и в конечном итоге танк оказывается поднятым над землей. Грозная бронемашина превращается в легкую мишень – гусеницы теряют сцепление с землей, да и танк может быть поврежден “колючим”.
“Cертификат качества” ежи получили 3 июля 1941 года на Сырецком танковом полигоне (улица Танковая названа именно по этому случаю). Первые в мире “ежики” стали полноправными участниками обороны Киева, а при обороне Москвы “в строю” было уже больше 30 тысяч ежей. В московских Химках, на 23 километре Ленинградского шоссе, где было остановлено наступление гитлеровцев, стоит единственный в мире монумент противотанковым ежам. А в Киеве – на родине “колючих” – о них нет никакого упоминания: не то что памятника – даже таблички…
о...наш танк:)кстати, возле политеха(главного корпуса)тоже танк есть:)
68-й год - это как-то явно на полвека назад не тянет 😉
А правда що десь в 90-х його ремонтували, то він своїм же ходом з постамента з’їхав?
А студенты "Нархоза", находящегося рядом любят у этого танка фотографироваться и сочинили о неи массу легенд. Познавательная статья, спасибо