С годами значительная часть русла Почайны слилась с Днепром, а вот Крещатик оставался в виде водных ключей, бивших из склона. Здесь устроили колодец, а над ним – деревянную часовню. Вода в колодце, как уверяли, обладала целебными свойствами, особенно помогала от глазных болезней. Богомольцы, во множестве посещавшие Киев, протоптали сюда тропу и поклонялись месту, с которого началось крещение Руси. Его почтительно называли “Святое место”.

К началу XIX века часовня сильно обветшала и уже не соответствовала величию святыни. Но тут случился повод обновить ее. Император Александр I, взойдя на престол, в 1801 году подтвердил для Киева его старинные привилегии, связанные со средневековым Магдебургским правом. Восторженные обыватели увековечили это событие, уже в следующем году воздвигнув прямо над Крещатицким источником стройную колонну, увенчанную крестом (ее проектировал городской архитектор Андрей Меленский). Она имела двойное посвящение. На ней значилось: “Усердием Киевского гражданства за утверждение прав древния сея столицы Всероссийским Императором Александром I. 1802 года сентября 15 дня”. А немного выше этой надписи помещалась другая, отвечавшая традициям Святого места: “Святому Владимиру просветителю России”.

Прямо под сводом арки в основании колонны была устроена новая часовня, в центре которой находился бассейн. Вода в него подавалась по трубе прямо из Крещатицкого источника. Казалось бы, святыня обрела новую жизнь. Но у “отцов города” (с 1835 года все же утративших Магдебургские привилегии), к сожалению, не доходили руки до ее сохранения. Наоборот, в середине XIX века в результате работ по прокладке Набережного шоссе памятник превратился в обшарпанное сооружение, а Крещатицкий источник едва струился. А некая мещанка Мария Нога устроила прямо здесь коммерческий павильон (“балаган”) по торговле молоком и сывороткой, в котором, по слухам, можно было заказать и “девочек по вызову”.

Почитатели Святого места не могли с этим смириться. Они добивались приведения памятника и часовни в достойный вид. К примеру, врач Александр Демиденко активно уговаривал земляков сделать пожертвование на это доброе дело, а его сын Николай, скрипач, летом 1860 года с той же целью дал два благотворительных концерта. Особенно активен был известный ревнитель древних святынь Андрей Муравьев, доходивший с настойчивыми ходатайствами вплоть до генерал-губернатора. Достойные усилия увенчались успехом: непристойный “балаган” исчез, колонну отремонтировали, часовню и бассейн восстановили. Мало того, ежегодно, начиная с 1861 года, к Крещатицкому источнику начали проводить торжественные крестные ходы в день Святого Владимира – 15 июля по старому стилю. Два десятилетия спустя городские власти проложили к памятнику от Владимирского спуска широкую деревянную лестницу.

После этого паломники еще охотнее начали посещать Святое место. Впрочем, не только они облюбовали это урочище. Не менее охотно наведывались сюда “босяки” – тогдашние бомжи. Они устраивали возле колонны и вокруг лестницы импровизированные ночлежки, систематически загаживая местность. Монашек, присматривавший за святыней из специального деревянного домика, был вконец запуган ими. Оставался единственный выход: еще более солидно благоустроить лестницу к Святому месту, чтобы сам ее вид отпугивал темный люд.

Не один год в Городской думе решался вопрос о выделении средств на новое сооружение. Лишь в 1915 году здесь появилась прочная и красивая лестница из железобетона с многочисленными удобными площадками, которую выстроил городской архитектор Михаил Бобрусов. Правда, последующие события не способствовали паломничествам; в советские годы часовню окончательно упразднили. Но все же с установлением мирного времени горожане охотно сокращали по бетонным ступеням путь к днепровским пляжам. Еще более популярным этот маршрут стал после того, как на Труханов остров перебросили пешеходный мост. Вдоль лестницы горели фонари, и в теплое время киевляне ходили по ней вверх-вниз с утра до ночи.

В 1988 году город вспомнил и о Святом месте: реставрированную колонну после долгого перерыва вновь увенчал крест, от нее устроили переход прямо к Днепру. Но… попробуйте прийти сюда сейчас. Что же такое произошло в самое последнее время, что лестница, недавно еще чистая и аккуратная, пребывает в запустении, все фонари разбиты, да и сам проход у Владимирского спуска перегорожен? Почему городские власти следуют худшим, а не лучшим традициям, сложившимся в Крещатицком урочище? Поговаривают, что нынешнее состояние этого места соответствует чьим-то бизнес-интересам: вот если, мол, разрешат засадить в урочище новую крупную гостиницу или что-то в этом роде, тогда и на ремонт лестницы денежки сразу появятся! Как бы то ни было, можно сказать одно: пока дорога к чтимой киевская святыне пребывает в таком непотребном виде, всякие разговоры о “европейской столице” гроша ломаного не стоят.

 

Киевская “Палестина”

Наверху, как раз напротив лестницы к “колонне Магдебургского права” расположена живописная постройка, внешне напоминающая миниатюрный рыцарский замок. Такой вид в 1880-х годах придали конструкциям фильтра для очистки воды, входящего в систему Киевского водопровода. Любопытно то, что в старых книгах и документах это строение называют “Палестинским фильтром”. Какое же отношение к берегам Днепра имеет Ближний Восток?

Дело в том, что здание фильтра стоит в небольшой ложбине, которую богомольцы издавна называли “Палестина”. Здесь, в укромном месте, они располагались на отдых перед тем, как спуститься к Крещатицкому ручью, сыгравшему роль киевской Иордани. От воспоминаний о Святой земле и родилось название киевской “Палестины”. Потом такое же имя закрепилось на вывеске небольшой городской гостиницы “Палестина”, которую выстроили в ложбине для более цивилизованного отдохновения паломников. Когда же город отдал это место в распоряжение водопровода, то “Палестинским” автоматически назвали устроенный здесь фильтр.