Один из самых известных объектов улицы – скрытый за глухим забором и обшарпанными торговыми киосками многострадальный Сенной рынок. В 2006 году под предлогом “аварийности конструкции” торговый комплекс 1949–1958 годов постройки начали сносить, но дело не завершили. Так и стоят уже почти два года “руины Колизея” в историческом центре города. Но мы идем дальше.

Чуть ниже бывшего рынка на углу с Чеховским переулком – корпус Института травматологии и ортопедии. Унылую советскую коробку умудрились построить прямо посредине “замка барона Штейнгеля” (дом по ул. Воровского, 27). Сто тридцать лет назад барон Рудольф приобрел обычную городскую усадьбу, по проекту архитектора Николаева перестроив ее в готический рыцарский замок. В 1901 году усадьбу выкупил профессор медицины Михаил Лапинский и обустроил здесь физиотерапевтический санаторий, действовавший до 1919 года. А с 1924 года в “замке” прописался Институт травматологии и ортопедии.

– Новый корпус построили в 1976–1981 годах, разрушив центральную часть замка, – рассказал “Газете…” очевидец этих событий, директор института Георгий Гайко. – На субботниках мы разбирали буквально “по камешкам” парк, а там были альтанки, цветники, мостики и озеро, где когда-то плавали лебеди… Разобрали и арку при входе, потом ее отстроили.

После пожара 2004 года (когда горел архив института) часть здания все еще нуждается в реставрации, но во многих помещениях, в лабораториях, продолжают работать медики. Сроки выполнения ремонта назвать сложно, поскольку финансирование поступает из госбюджета. Но “баронские владения”, даже обгоревшие, все равно выглядят эффектно, они завораживают своей причудливой архитектурой: вычурные арки, шпили, уникальная открытая терраса, приподнятая над землей на сваях. Особенно впечатляет замок во мраке, когда над стенами кружит воронье – тогда становятся совсем незаметны следы современности.

Но, пожалуй, самое оригинальное здание и памятник архитектуры на улице Воровского – это №34. Такого количества перестроек не знал, наверное, ни один дом в Киеве. Так просто вы его не разглядите: колоритное здание полностью закрыто новостройкой, и попасть во двор можно через арку. Вот она, настоящая “Воронья слободка”, описанная в романе “Золотой теленок”: коммунальные квартиры, говорливые соседи, бесчисленное множество пристроек, заложенных и прорубленных в разных местах окон различной формы – прямоугольных, округлых, треугольных… Лестницы тоже живут своей жизнью – пожалуй, только здесь можно найти дверь, расположенную одновременно на двух лестничных площадках. А проходя на верхние этажи, приходится пригибаться даже человеку среднего роста. “Газета…” пообщалась с нынешними жильцами “Вороньей слободки”. В доме нет горячей воды, но люди привыкли и не жалуются. Летом начались разговоры о реставрации и отселении, но пока люди живут здесь и никто их не трогает.

– Однажды в наш двор пришел пожилой мужчина и долго бродил здесь. Оказалось, в этом доме прошло его детство, вот и притянула ностальгия, – вспоминает жительница дома Галина Глушко. – Он рассказал, что дом построили в 1879 году, что здесь было ремесленное училище, потом – гостиница цирка, квартиры.

Иногда сюда приходят студенты-художники, рисовать этот пока еще живой памятник старому Киеву. Очень непривычно выглядит сохнущее на длинных веревках белье на фоне модных автомобилей обитателей новостройки. Но старый дворик еще сохраняет былой колорит – так что спешите видеть киевскую “Воронью слободку”.


 

Крещатик – тоже Воровского

С 1923 года улицей Воровского (в честь Вацлава Воровского, российского революционера, публициста и одного из первых советских дипломатов) называли… нынешний Крещатик. В 1937 году главной улице вернули историческое название, а улицей Воровского стала Бульварно-Кудрявская, соединявшая два крупных “торговых центра” того времени: Сенной рынок на Львовской площади и Евбаз на площади Победы. Неудивительно, что по количеству исторических зданий улица вполне может поспорить с Крещатиком.