Выступали здесь с концертами Шаляпин, Собинов, Нежданова, а Музыкальное училище, созданное при императорском обществе, дало миру такие имена, как Глиер, Ревуцкий, Литвиненко-Вольгемут, Горовиц.
“В Киеве, еще перед войной, Проходили мы по Прорезной. За дома вдали закат сползал… Мы спешили в консерваторский зал”, — писал киевский поэт Иван Елагин. Закат, “сползающий” за Владимирскую улицу, уже не настраивает на романтику приключений. Автор с восхищением отзывается о концерте, во время которого “песни так лились, что казалось, будто это Лисс, и мы где-то в гриновской стране…”
К сожалению, война не пощадила и этот поэтический уголок столицы. От здания остался лишь обгорелый остов. Правда, угол, где размещалась консерваторская библиотека, остался цел. Рассказывают, что там на полках даже лежали в строгом порядке нотные партитуры, афиши и программки тех лет. Когда же открывали двери, истлевшие реликвии, сохраняя контуры, рассыпались на мелкие кусочки.
Безмолвным свидетелем отшумевших “взлетов и падений” Музыкального училища (а затем и консерватории) является памятник Михаилу Глинке, возвышающийся сегодня в одной из тенистых аллей Городского парка. Еще в годы войны этот бронзовый бюст на постаменте из лабрадорита украшал центральный вход в консерваторию, и без его “участия” немыслим был ни один солидный музыкальный форум. Любопытно, что часть “патриотически” настроенных киевлян в 1913 году хотела переименовать улицу Рейтарскую в честь Ивана Сусанина (главного героя оперы “Жизнь за царя”), но городская Дума этому воспротивилась.
Процветала на Прорезной и Мельпомена, превратив бывшее Офицерское собрание (дом N17) в молодежную театральную студию. Правда, случилось это уже после событий 1917 года. Главным режиссером нового творческого объединения стал молодой актер театра Садовского Лесь Курбас, хорошо известный среди театралов своими смелыми экспериментами. Посетителям “Подвала искусств” (ул. Николаевская, 5) были хорошо известны выступления Курбаса, во время которых он инсценировал строки популярных поэтов декламацией “скульптурных” групп в контексте авангардного оформления сцены художником Анатолем Петрицким.
И вот — “Молодой театр” на Прорезной, а рядом — все тот же Петрицкий. В репертуаре была представлена драматургия “всех времен и народов”, от Софокла, Эврипида и Мольера до народного “Вертепа”, инсценировок поэм Шевченко и пьес Олеся. После национализации театра в здании на Прорезной некоторое время функционировал и знаменитый “Березиль”, “крестным отцом” которого был также Лесь Курбас. Содержание репертуара наполнялось революционной тематикой, но обретало порой конструктивистские формы, что явно не соответствовало направлению соцреализма.
Последним актом уже жизненной драмы выдающегося режиссера оказался “СТОН” (Соловецкая тюрьма особого назначения). Курбас и там, в стенах древнего монастыря, с камерами вместо келий, занимался творческой деятельностью, ставя великолепные спектакли.
Не безоблачно сложилась и судьба художника Петрицкого. Путь от модерной росписи кабаретного фонаря в “Подвале искусств” до высококлассного декоративного оформления лучших отечественных спектаклей на лучших сценах Киева был сложным и тернистым. Умер народный художник в доме N8, окна которого выходили в сторону Золотых ворот (по ул. Золотоворотской), буквально в сотне метров от здания, где во времена его молодости сиял разноцветными огнями “Молодой театр”. Следует еще добавить, что из творческой мастерской “Молодого театра” и “Березиля” вышли такие прославленные актеры, как Юра, Бучма, Крушельницкий, Марьяненко, Милютенко, Ужвий.
Додати коментар