Казалось бы, столь потешная личность еще могла претендовать на должность статского советника, а вот чтобы на должность городского губернатора — никогда. Тем не менее Иван Иванович Фундуклей был и тем, и другим. Именно в годы его правления (1839—1852) были построены здания университета, института благородных девиц, два сиротских приюта, открыт пансион Лавашовой, заложен ботанический сад, основана обсерватория. А в 1860 году на пожертвованные им деньги и в его же доме (сейчас — N6) было открыто женское учебное заведение, о котором историк Сементовский сказал: “Фундуклей, учредивший на свой капитал в Киеве женское училище, не требует никакого себе памятника. Он сам воздвиг для себя памятник…” Киевский губернатор прославился фантастической добродетелью, преданной любовью к Киеву и научными трудами по истории города.
Улица Кадетская (ныне — Богдана Хмельницкого), где жил губернатор, была проложена в 30-е годы ХIХ столетия. Здесь предполагалось построить здание Кадетского корпуса, а возвели Анатомический театр. Современник писал: “Напротив Анатомического театра стояли небольшие домики… Вся эта местность, известная в кругу студентов под названием “Швейцария”, была довольно живописна… Напротив этих зеленых холмов и серых обрывов с деревьями и домиками, раскинув по обе стороны, во весь квартал, свои высокие каменные стены с угловатыми пристройками, стоял Анатомический театр…” (1850)
По большому счету улицу Фундуклеевскую (названную так в 1869 году) можно назвать “улицей трех театров”. Если Анатомический представлял собой сугубо медицинское заведение, то Городской театр, на пересечении с ул. Владимирской, был храмом искусства. Но через сорок лет он сгорел после оперного спектакля “Евгений Онегин”. Очевидцы утверждали, что причиной пожара стал выстрел во время знаменитой сцены дуэли. В 1901 году на месте сгоревшего театра в стиле неоренессанс выросло величественное здание Русской оперы, которое существует и ныне. Сейчас в нем размещается Национальная опера Украины им. Шевченко.
Интересна история театра, сооруженного в конце ХIХ века на углу улиц Фундуклеевской и Ново-Елизаветинской (ныне — Пушкинская). Французский предприниматель Огюст Бергонье сначала и не думал о лаврах Мальпомены. На приобретенном в 1868 году земучастке он выстроил здание цирка, в котором выступали дрессировщик лошадей Соботт и труппа “Альказар”. Но через три года планы поменялись: вместо цирка заработал театр, который вплоть до революции носил имя Бергонье. Помещение арендовали труппы Кропивницкого, Старицкого, Соловцова, а также выступали итальянские оперные певцы Мазини, Модест, Гамба, Арисмонди, Арамбура. Сегодня здесь с успехом проходят спектакли Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки.
Но по количеству “звезд” все же лидировала Русская опера. На ее сцене в конце ХIХ — начале ХХ века выступали Сара Бернар, Росси, Баттистини, Джеральдини, Титта Руффо, Шаляпин, Нежданова, Собинов. На постановках своих опер присутствовали Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков.
Архитектура Фундуклеевской улицы не уступала архитектуре лучших кварталов Вены и Лондона, Рима и Парижа. А дом N33 с атлантами и кариатидами на балконах стал уже хрестоматийной визиткой этой части столицы. Не уступают ему по богатству декоров: NN26, 30, 44. На фоне монументальных зданий уютно и изящно выглядит 2-этажный особняк бывшей Коллегии Павла Галагана с домовой церковью святых Петра и Павла (N11). Кстати, в этом храме в 1886 году венчался Иван Франко. И если проследить связь старинной улицы с биографиями великих мастеров слова, то следует отметить, что свои “автографы” здесь оставили Короленко, Блок, Паустовкий, Ахматова, Маяковский, Нечуй-Левицкий и другие известные поэты и писатели
об этом есть целые http://www.leskow.net.ru/" rel="nofollow">произведения Лескова
...