Первоначально улицу назвали Графской (возможно, из-за того, что вела она в Липки, где была резиденция тогдашних генерал-губернаторов – графа Левашова, потом графа Гурьева). Несколько позже официально ее нарекли Анненковской – в честь генерал-губернатора 1860-х годов Николая Анненкова. Однако больше привилось название Лютеранская (возродившееся и в наши дни после отказа от наименования в честь Фридриха Энгельса) – по той простой причине, что в верхней части улицы разместился главный духовный и общественный центр киевской общины лютеран. Это место издавна называли «Немецкая горка»: ведь деревянную кирху для немцев-лютеран там соорудили еще в 1812-м. А в 1855–1857 годах лютеранская община выстроила новое культовое здание – красивое, капитальное, по проекту опытных зодчих Павла Шлейфера и Ивана Штрома в духе романской архитектуры. Эта полуторастолетняя кирха сохранилась до сих пор; в 2000 году после тщательной реставрации ее заново освятили для возрожденной общины.

По соседству с кирхой находились другие здания, принадлежавшие до революции лютеранам. Справа от нее были учебные заведения: мужское реальное училище и женская гимназия. Занятия там велись по-русски, и в число учеников без проблем принимали мальчиков и девочек любого вероисповедания. В свое время в лютеранском реальном училище Св. Екатерины обучались два известных брата-революционера: Леонид и Георгий Пятаковы. Позже, уже в суматошном 1917-м, там недолго учился старейший ныне художник земного шара, знаменитый 107-летний карикатурист Борис Ефимов. А слева от кирхи находился общинный приют для бедных. Все эти строения давно поменяли прежнее назначение и принадлежность.

Улица знатных соседей

За время существования Лютеранской улицы в расположенных вдоль нее зданиях проживали многие заметные личности. Чуть ли не каждый дом связан с памятью о ком-то из них.

Скульптор, писатель, разведчик

Скажем, на фасаде дома №6 видим сразу две мемориальных доски. Одна из них посвящена скульптору Александру Ковалеву – автору известных киевских памятников Александру Пушкину и Николаю Лысенко. А на второй помещен профиль Максима Горького. Действительно, осенью 1914 года «буревестник революции» провел недели три на квартире своей «герлфренд» – выдающейся актрисы Марии Андреевой, которая в тот сезон выступала в Киеве и жила по Лютеранской, 6. Только вот незадача: квартира-то ее была не в лицевом здании, а в высоком флигеле на шестом этаже. Однако теперь это здание – не №6, а №8.

Вдоль боковой границы того же участка стоит еще один жилой дом. В начале прошлого века одну из квартир в нем снимал офицер штаба округа Александр Самойло. Почти все киевские знакомые воспринимали его как скромного служаку, которого часто гоняют в командировки. Но для узкого круга посвященных это был энергичный куратор внешней разведки, удачливый вербовщик агентов, исколесивший всю Европу.

Военачальник, зодчий, тренер

Поскольку прямо в Лютеранскую улицу упирается Банковая, на которой долгое время находился штаб Киевского военного округа, среди здешних жителей были и высокопоставленные военные. Так, в доме №15 проживал генерал-от-инфантерии Николай Рузский, помощник командующего округом. Во время Первой мировой войны он занимал высокое положение, командовал армиями и фронтами, но чрезмерно осторожничал и боевых лавров не снискал, а в 1918-м был расстрелян красными…

Дом, где жил генерал, возведен в 1908 году по проекту Александра Вербицкого – будущего строителя Киевского вокзала. В то время он блестяще работал в манере модерна. Архитектор сам поселился в этом же доме. К сожалению, не сохранилась стильная башенка на правом фланге здания. Зато можно видеть оригинальное майоликовое панно с изображением античного бога пастухов Пана, играющего на свирели в окружении двух нимф.

Мемориальный знак на фасаде дома рассказывает еще об одном его жителе. Это Игорь Турчин, тренер по женскому гандболу, воспитатель нескольких поколений чемпионов всех уровней – вплоть до Олимпийских игр, один из самых успешных наставников в истории мирового спорта.

Созвездие актеров

Вышло так, что на Лютеранской проживала чуть ли не целая актерская труппа. Кроме той же Марии Андреевой, тут в разные годы можно было встретить юную Аллу Тарасову – будущую приму МХАТа, популярных актеров местного драматического театра «Соловцов» Евгения Неделина и Павла Скуратова, их коллегу Николая Коновалова (впоследствии известного комедийного киноактера, главного героя фильма «Антон Иванович сердится»), а также блестящих украинских артистов – Леся Курбаса и Валентину Чистякову.

«Продвинутый» купчина


Шедевром стиля модерн стал «Дом плачущей вдовы» по Лютеранской, 23 (архитектор Эдуард Брадтман, 1907). В непогоду по щекам маскарона в виде женского лица текут капли, отсюда возникло фольклорное название особняка. По легенде, его построила безутешная вдова в память о горячо любимом муже. Но на самом деле особняк был возведен для полтавского купца Сергея Аршавского. Это был довольно цивилизованный купчина: в описании его недвижимости, составленном сто лет назад, мы не находим традиционных на то время конюшен и экипажного сарая, зато встречаем гараж на два автомобиля.

Роковая женщина

Жителем дома по Лютеранской, 33, в свое время был граф Николай О’Рурк, происходивший из семьи ирландских аристократов, – в его жилах текла королевская кровь Стюартов. Его дочь Мария, которую близкие называли Манюня, окончила Институт благородных девиц. Выйдя замуж за сына известного украинского мецената, она стала Марией Тарновской. Но Манюня была не создана для спокойной семейной жизни. Вскоре она приобрела репутацию роковой обольстительницы, которая кружит головы мужчинам и обирает их до нитки. Из-за нее происходили перестрелки (ее ревнивый муж смертельно ранил соперника, но был оправдан по суду), самоубийства… А потом, оказавшись в Венеции, она подговорила одного из своих ухажеров убить другого (который застраховал свою жизнь в ее пользу на круглую сумму). Кончилось это для Манюни разоблачением, судом и тюремным заключением…

Богадельня с евроремонтом

Старейшей постройкой вдоль Лютеранской остается дом №16, возводившийся тогда же, когда прокладывали улицу. Его первым владельцем был помещик и архитектор-любитель Аким Сулима. Первоначально здание было эффектно оформлено в духе классицизма, имело колоннаду, фронтон, купол. Но как-то так получилось, что практически готовый дом долго стоял незаселенным; поговаривали даже, что в нем обитает нечистая сила. В конце концов вдова и наследница Сулимы Ульяна Сулимина-Ловцова отписала эту недвижимость на благотворительные нужды. К реализации ее намерения приступила генерал-губернаторша Екатерина Васильчикова, руководившая местным Обществом для помощи бедным. Она увлеченно взялась за обустройство Сулимовки, как назвали новый комплекс. Однако в 1862 году скончался ее муж, и Васильчикова в одночасье из первой леди края превратилась в частное лицо.

Новый генерал-губернатор Николай Анненков придумал разослать по богатым адресатам письма стандартного содержания: не хотите ли, мол, помочь от своих достатков высочайше учрежденному обществу для помощи бедным? Нужно было быть совсем невежливым, чтобы не откликнуться на такой знак личного внимания со стороны руководителя региона. И богачи наперебой ответили Анненкову изъявлением всемерной поддержки и денежными перечислениями. Благодаря этим и другим пожертвованиям Сулимовка, и в дальнейшем опекаемая начальниками края и их женами, материально укрепилась, обзавелась новыми постройками, в которых находились детские приюты, богадельни, ремесленные школы. А старинный корпус расширили и устроили в его левом крыле церковь во имя Св. Александра Невского, увенчанную главкой с крестом.

Но в советское время дореволюционный благотворительный комплекс был упразднен. А теперь старинный дом на Лютеранской, 16, тщательно отремонтирован, предоставлен под помещения «крутых» фирм, и по тем коридорам, где когда-то прогуливались нищие и обездоленные, теперь ходят бизнесмены.

«Живой уголок» из цемента

Уже упомянутый здесь дом по Лютеранской, 6, интересен не только своей «биографией», но и внешним видом. Его автором считается зодчий Мартин Клуг, проявлявший неисчерпаемую выдумку в оформлении своих построек. Вот и здесь видим разнообразный скульптурный декор. Не так давно мы «представили» читателям «Газеты…» бородатого атланта, взирающего с фасада. Но еще любопытнее разглядывать капители колонн по обе стороны парадного входа. Если всмотреться, то можно увидеть целый «живой уголок». Слева и справа ошарашенные совы отбиваются от маленьких, но задиристых щенков. Сверху растопырила лапки-крылья летучая мышь. А снизу мышь обычная ныряет от греха подальше в норку… Пожалуй, можно утверждать, что других столь же мудреных капителей в Киеве нет.