Тогда, в детстве, казалось, что какой-то великан накинул на жилые многоэтажки свои огромные яркие ковры. Впоследствии я узнал, что это сравнение не так далеко от истины. В работе над монументальными панно, выполненными в 1967 году, в “шелестовский период”, активно участвовали знаменитые мастера Иван и Мария Литовченко (наряду с В. Ламахом, Е. Катковым, В.Прядкой), которые прославились грандиозными гобеленами – некоторые из них украшают сегодня интерьеры библиотеки имени Вернадского. Оформляя Дворец культуры для работников Чернобыльской АЭС, эти художники сумели вплести алюминиевые трубы в текстильную фактуру гобелена. Эта работа, известная далеко за пределами Украины, оказалась безвозвратно утерянной – а вот дома на проспекте Победы хорошо известны в фотокаталогах западных ценителей художественной архитектуры.
Советская школа монументализма, представители которой учились непосредственно у архитектора Оскара Нимейера и великих художников Давида Сикейроса и Диего Риверы, не раз посещавших послевоенный СССР, считалась тогда авангардом отечественного творчества. Декоративно-прикладное искусство того времени в буквальном смысле скрашивало типовые серые кварталы окраинных массивов. Монументальные композиции на торцах зданий встречались в то время так часто, что их направление породило специальный термин – “торцизм”.
Шесть панно на проспекте Победы – самые известные образцы этого своеобразного жанра, но в целом Киев украшает множество подобных работ. Достаточно вспомнить композицию на заводской стене, на углу Константиновской и Еленовской улиц. К сожалению, вандалы попортили этот художественный памятник, пытаясь отбить нарисованные на нем серп и молот. А на Троещине при строительстве Первого жилмассива использовались специальные технологии покраски и облицовки, позволявшие покрывать рисунками огромные шестнадцатиэтажки.
Многие смелые решения “советского монументализма” пришлись не по нраву тогдашним чиновникам, и потому работа над мозаиками проспекта Победы была заморожена на долгие годы – по существу, она закончилась только в восьмидесятых. Кроме того, по указке свыше были уничтожены яркие мозаики в зале ресторана “Метро” авторства все тех же Литовченко. Местное население, напротив, полюбило яркие композиции на своих “цветных” домах, каждый из которых получил собственное прозвище. К примеру, дом с антивоенной композицией был известен как “Вася-с-Ножичком”, здание с мозаичными рабочими именовалось “Дом с мужиками”, а другие девятиэтажки называли еще проще – “Герб” и “Каштан”.
А совсем недалеко от “шестидесятнических” мозаик, напротив метро “КПИ”, по адресу проспект Победы, 30, можно видеть “Дом специалистов” – архитектурный памятник из совсем другой эпохи . Этот жилой дом для работников народного хозяйства был построен в 1934–1935 годах, после того, как Киев превратился в столицу УССР. Он был выполнен по проекту архитектора Николая Холостенко – конструктивиста, аматора украинского барокко и классика архитектурного авангарда, входившего в руководство всесоюзного Объединения современных архитекторов. “Дом специалистов” органично сочетает в себе конструктивистские и классические черты, а его планировочное решение создавало максимум комфортности для жильцов согласно техническим возможностям того времени. Киевляне знают это здание благодаря его знаменитым барельефам, выполненным группой скульпторов под руководством поляка Бернарда Кратко. На них изображены различные сцены труда и отдыха – работа инженеров, кузнецов, музицирование, спортивные упражнения и танцы. Быть может, эти довоенные барельефы также вдохновляли творцов расположенных по соседству мозаик.
Благодарность от автора – Михаилу Кальницкому mik_kiev
Это мои родные места, я вот уже больше 30- лет хожу мимо этих домов. Кстати между домами очень интересная система проходных дворов. Некоторые из дворов - просто целые улицы, хотя официально таковыми не являются. Меня очень интересует дом напротив "Специалистов", так называемый у местных аборигенов "Серый дом" (архитектор, год постройки). Очень расчитываю на помощь Михаила Кальницкого, уж он то должен знать. Кстати на перекрестке возле метро КПИ до войны было всего два этих комфортабельных жилых дома (с удобствами). Все остальные дома квартала не имели водопровода, парового отопления и канализации кроме школ №№102 и 142. Во время войны оккупанты поселили там своих офицеров. Еще интересное наблюдение - почти в каждом микрорайоне есть свой "Серый дом" 🙂
Я в 102й учился с 79го по 84й. 🙂
Я тоже в 79-м пошел в 102-ю в 1-й класс. Учился до 87-го в "Г"-классе. Вероятно мы соседи.
Я учился в "А". До 84го. Потом перешел в другую школу (135ю, спорткласс).
Думаю, ты знаешь моих одноклассников по 102й. 🙂
гм, "щас спою" 🙂
тоже с детства обращала внимание на всякие мозаичные композиции в интерьере Святошино и других частей города. Только решительно не согласна с упрощенческим)) термином "торцизм" - мозаичные панно и композиции украшали иногда фасады (например, дом такого-то творчества на бульваре Т.Шевченко - работы Ольги Рапай), поликлиники, дома детского творчества, вроде даже некоторые станции метро (что-то с паматью моей стало... на дворце Украина что ли красноармеец наблюдается?). Думаю, как сам автор в статье отметил, у массового распространения этих мозаик ноги растут оттого, что Хрущев ввел малобюджетную и абсолютно непривлекательную типовую архитектуру, которую завместо сталинских излишеств (см. Хрещатик) надо было хоть чем-то украсить - вот и стали развивать декоративно-монументальные мозаичные панно с народными украинскими или интернационально-рабочими мотивами и типажами.
согласен.
просто из статьи этого явственного вывода не чувствуется - почему вдруг во всем городе Киеве стали дома и общественные здания украшать мозаикой?.. А, впрочем, Бог с ними, чего это я к мозаике прикипела? :)))
Забавно, - а мы в детстве с моим братцем придумали термин "стенизм". И использовали его когда стена, не украшенная мозаикой, бестолково портила общий ансамбль. Чаще всего, это получалось, когда сносили один дом из ряда или перенаправляли улицы.
Еще более забавно, что словом "стенизм" в 30-е годы иногда переводили слово "мурализм" - название известной мексиканской школы монументального и прикладного искусства 🙂
Давно обращаю внимание на эти здания (с мозаикой и с барельефом). Спасибо, что рассказали об их истории.
Можно было и больше рассказать - увы, не было места на полосе.
Скажем так- вы позаимствовали у меня не только фото- но и идею, а также- название... l arch/275061.html#cutid1 na/59318.html#cutid1
http://fellya.livejournal.com/49298.htm
http://community.livejournal.com/ru_sov
http://community.livejournal.com/ru_ste
я вначале прочитала эту статью, а потом пошла по Вашей ссылке. Да, у Вас идея замечательная возникла, такое пожалуй возможно только от взгляда свежими глазами. Наверное, поэтому журналисты бегают по чужим дневникам и стараються по(д)смотреть на мир с другой точки зрения 🙂 Предполагается, что если автор поста - не журналист, то ему приятно, что его идею заимствуют и доносят до общественности (только с предварительного согласия и переврав ,конечно, по-своему:)))
А большинство рожденных в СССР киевлян (особенно уроженцы спальных районов), как мне кажется, не только не замечают эти мозаики, но и вытесняют их в художественное подсознательное как ископаемые свидетельства застойных лет совковой эпохи.
Позвольте не согласиться с последним абзацем. Кто-то, глядя на эти картинки, может быть и вспоминает "застойные лета совковой эпохи", но таких, я надеюсь, меньшинство.
Когда я за пару дней до этого материала (кстати, может быть этот материал вообще был МОЕЙ идеей, подслушанной в эфире? :-)) я вспомнил то время, когда часто бывал в этом районе и все прелести того времени и моего тогдашнего возраста. Разве не на таких вот знаковых моментах появляется такое чувство, как ностальгия?..
Автору - спасибо за материал. Но все же будьте более щепетильны в соблюдении авторских прав. Совсем недавно сообщество "Чтобы помнили" чуть не закрылось из-за этого. А оно нам нада? 🙂
я, кстати, на секунду тогда засомневалась - взять ли "совковую" эпоху "в лапкы" - все же лень перевесила. Попробую развить-пояснить свою мысль. Приблизительный прогноз таков, что если у нас сейчас так свободно раскидываются архитектурными памятниками позапрошлых веков, то в советской архитектуре увидят нечто достойное интереса, изучения, понимания и сохранения только те, кто в советское время не жил. Боюсь что, кроме счастливых детских воспоминаний, которые приходят не так часто, постоянная жизнь в среде хрущевских и постхрущевских настроек "убивает" их восприятие в лирическом ключе. Вы их так ностальгически восприняли, хочу предположить, вероятно потому, что бываете там проездом, все тот же свежий взгляд. Но жизнь и работа в районе этой архитектуры, правду говоря, лично мне навивает уныние. Хотя иногда - сентиментальное уныние.
кто у кого идею родил - после прочтения двух текстов ясно как Божий день. Я сразу вспомнила свою замечательную учительницу литературы, которая говорила: никогда не пиши сочинение, пересказывая сюжет автора. Автор в любом случае уже сделал это лучше. Но идеи в воздухе витают, мне вот где-то месяца три назад в районе м. Черниговская при взгляде на очередное панно пришла мысль глобально пофоткать эти мозаики по всему городу. Увы, лень раньше меня родилась. Но, к счастью, позже Феллии:)
Про свежий взгляд-согласна:). Я много лет в Одессе прожила в спальном районе- и так много не замечала в Одессе...сейчас живу в центре и открываю для себя родной город:).
(стыдно мне) в Одессе не была я никогда... Там в спальных районах тоже подобные мозаки? Вот стало интересно, насколько внедрялась эта художественно-монументальная политика в республиканском масштабе. Припоминаю, что когда-то ехала автобусом по Западной Украине - там было много мозаично украшеных советских остановок (если это не дежа вю). Наверное, это первое, что дало мне свежий взгляд на эту приевшуюся до неузнавания советскую мозаику - когда едешь в сердце нескореної неньки, а там через каждую версту миленькие и маленькие советские остановочки. Веремнный "бек ин зе юсср" 🙂
Я же на вас сразу сослался. Названия - не одинаковые. В том, что везде обыгрывается интересное слово "торцизм", нет ничего удивительного. Да и вообще, авторство названия принадлежит нашему редактору.
А идея? Спасибо, ваши фото вызвали у меня воспоминания и желание сделать этот материал. Кстати, заметьте, что в статье "Газеты по-киевски" стоят фото нашего фотографа, который специально выехал туда на съемки. Но я решил поставить в жж именно ваши фото - в благодарность за идею, можно и так истолковать.
"Торцизм" и "Киевский торцизм"- безусловно, авторство принадлежит редактору...Фото (1!)вашего редактора меня очень вдохновило...я против использования моих фото в ваших постах! Название-дарю...
Но это же просто заголовок поста 🙂 Или вам не к чему больше придраться? Спасибо за подарок, но я его тоже поменяю. Вместе с фото - заметьте, что фотографии в газете делает не редактор, а фотокорреспондент :). Не люблю иметь дело с мелочными людьми.
Подобного толка изображение было на углу Сковороды и парка возлеИллинской церкви. Только его домом застроили.
Его демонтировали? Или закрыли для обзора?
Если я не путаю, то там дом впритык построили.
Спасибо, я посмотрю.
Там вже немає чого дивитись. То будинок Британської Ради, територія Києво-Могилянської академії. Там на торці будинку був монументально дуже гарно та об’ємно зображений стилізований герб Радянського Союзу (не з мозайки а ліплений, чи як то називається). Під час капітального ремонту будинку, що проводився орієнтовно 5 років тому це зображення дуже гарно реставрували. Навіть при моєму радикальному відношенні що всю радянську символіку на будинках, парканах і т. д. потрібно замінити на українську, мені той герб та той що на пр. Перемоги дуже подобаються і вважаю їх знищення варварством, бо це мистецтво.
Вже не пригадаю точно коли, десь рік чи 2 тому там почали будувати і вже майже закінчили 9-поверховий будинок ніби-то для викладачів Могилянки (кажуть що квартири там для них не безкоштовні і за таку ціну, що їм не по кишені), який прибудували до 4-поверхового будинку Британської Ради (до того торця).
Новий будинок там так само доречний як той, що на Грушевського 9а. Думаю подальші висловлення мого відношення щодо будівництва 9-поверхового поверхового будинку в цьому районі і зниженні даного зобреження і так зрозумілі та непотрібні.