Этим храмом, одним из красивейших в старом Киеве, горожане были обязаны меценатской деятельности гетмана Ивана Мазепы. В конце XVII столетия на его средства были воздвигнуты сразу два собора, близких по архитектуре. Один из них, во имя Святого Николая, стоял на Печерске (позже он был известен как Никольский Военный собор или “Большой Никола”). Второй – Богоявленский – занял место старенького деревянного храма еще времен гетмана Сагайдачного на территории Братского монастыря с легендарной Киево-Могилянской коллегией (вскоре после этого получившей статус академии). Автором обоих соборов традиционно называют известного московского зодчего Осипа Старцева. Хотя существует и другое мнение, что здесь работал украинец, воспитанник “Могилянки” Иван Зарудный. Мазепинские соборы считались самыми выдающимися архитектурными памятниками своей эпохи.


В барочном убранстве Богоявленского собора особенно выделялись вычурные завершения фасада и роскошный портал (притвор). Деревянный иконостас храма тоже первоначально был выполнен в стиле барокко. Но в результате опустошительного пожара на Подоле в 1811 году он жестоко пострадал – и был заменен новым, уже в классических формах.


В целом собор и основные постройки монастыря с Академией благополучно достояли до поры революционных перемен. К началу ХХ века Богоявленский собор, правда, был отчасти закрыт от площади двумя этажами каменных монастырских лавок, пристроенных с обеих сторон стройной колокольни. Что поделаешь, и в те времена коммерция тоже серьезно влияла на архитектуру.


А в 1935 году старинному собору пришел конец. Территорию бывшего монастыря тогда поделили между библиотекой Академии наук и медицинским учреждением. Их корпуса не тронули, но жемчужину украинского барокко решили снести как “идейно чуждое” строение. Та же горькая участь постигла и Никольский собор…


В наше время раздаются голоса, призывающие воссоздать все шедевры национального зодчества, разрушенные тоталитарным строем. Но реально ли ожидать этого в отношении Богоявленского собора? С одной стороны, примерно на его месте в дальнейшем был выстроен большой четырехэтажный дом. В бытность на территории Братского монастыря ВоенноМорского училища флотских политработников, окончательно выселенного отсюда лишь весной 1996-го, он использовался как жилой. С другой стороны, даже если бы собор вернулся на прежнее место, его бы уже фактически не было видно с площади, потому что бывшие монастырские лавки в свое время были надстроены еще двумя этажами, украшены колоннадой, и являются теперь одним из самых заметных корпусов НаУКМА. Захотят ли руководители “Могилянки” расстаться с тысячами квадратных метров помещений ради воссоздания Богоявленского собора? Вопрос, прямо скажем, непростой.






Откуда шли к проруби


Легко понять, что для православных киевлян центром празднования Крещения Господня, или Святого Богоявления, был одноименный Братский Богоявленский собор. Именно отсюда начинались торжественные церемонии, происходившие из года в год. Они сопровождались не только крестным ходом к самому берегу Днепра, но и парадом войск. Так что любопытные горожане тысячами спешили сюда, и лет сто назад газеты, описывая Крещенский праздник, упоминали, что “к 9 часам утра все улицы, прилегающие к Братскому монастырю, были запружены народом”. Непосредственно в соборе происходила праздничная литургия при участии первых лиц города и края. А потом из ворот монастыря выходил крестный ход, направлявшийся к специальной беседке для водосвятия. Пока сановный иерей погружал в реку крест, гремели артиллерийские “салютационные выстрелы”, а любители сильных ощущений в это самое время спешили окунуться в ледяную воду… Войска, стоявшие шпалерами вдоль улиц Подола в течение всей церемонии, потом были окропляемы святой водой и через площадь перед Братским монастырем расходились торжественным маршем – к восторгу терпеливо дожидавшихся на морозе обывателей.