Работы по сооружению этого величественного здания, занимающего огромный квартал (а работали на объекте ежедневно до тысячи человек), начались 26 апреля 1888 года. И уже 19 июля 1889-го состоялся торжественный обряд освящения здания, созданного по проекту архитекторов О. фон Гогена и Б. Куликовского. Здание представляет собой три соединенных между собой корпуса с двумя внутренними дворами, где когда-то размещались фонтаны изысканных форм, а теперь банально курят сотрудники Управления. Все лепки были выполнены в мастерской киевского скульптора Евы Куликовской.


В середине здания насчитывалось 194 помещения, а длина его коридоров превышала километр. Площадь всех помещений Управления составляла 2248 квадратных саженей (около 5 тысяч квадратных метров). Более половины этой площади заняли кабинеты для сотрудников, а пятую часть занимали лестничные пролеты, коридоры и прочие хозяйственные помещения. Отопление осуществлялось с помощью 200 печей. Дрова для них подавались электрическими подъемниками из подвала, который располагался в одном из внутренних дворов. Освещение помещения было электрическим и обеспечивалось собственной электростанцией. Здание оснастили водопроводом, пожарными постами и канализацией.


Строительная стоимость дома Управления составляла 430 тысяч рублей без стоимости усадьбы площадью одна тысяча квадратных саженей, которую приобрели за 40 тысяч рублей. В те времена аренда 1 квадратного метра площади по улице М. Лысенко стоила 10 рублей 80 копеек.


Но уже на пятом году существования здания на его верхних этажах появились трещины угрожающих размеров. В связи с этим на усиление фундамента в 1899 году по проекту архитектора О. Кобелева потратили 12 тысяч рублей.


Средняя заработная плата обслуживающего персонала здания Управления Юго-Западной железной дороги – механика, слесаря, дворника (всего 18 человек) – составляла 360 рублей в месяц. В 1904 году средний заработок сотрудника стальной магистрали составлял 300 рублей, а стоимость горячего или мясного блюда в столовой – 10–12 копеек, при этом 5 копеек доплачивало Управление. Расходы на обучение и содержание одного ученика в училище при Юго-Западной дороге составляли 13 рублей в месяц, а преподаватель получал 290–300 рублей. Средняя выручка с одного железнодорожного пассажира в 1904 году составляла 1 рубль 5 копеек.


При этом обед для служащих был льготным – он стоил всего… 10 копеек.


Любопытно, что на 1 января 1904 года сотрудников на железной дороге было более 50 тысяч человек. А сегодня на стальных дорогах “Укрзалізниці” работает почти полмиллиона сотрудников.