Мельницу, о которой идет речь, еще в 1857 году основал на углу Набережно-Крещатикской улицы и Игоревского переулка немецкий купец Андрей Глезер. Это было первое в Киеве паровое предприятие такого рода. В 1870-м оно перешло в руки Израиля Бродского – родоначальника главной киевской ветви знаменитой династии сахарозаводчиков и благотворителей. Следующим владельцем был его сын Лазарь. Он значительно расширил отцовскую мельницу, прикупив участки земли вплоть до Боричева спуска. В 1888 году на Набережно-Крещатикской уже стоял вновь построенный обширный корпус. Однако всего лишь через три года искра, проскочившая в подшипнике, привела к пожару, и здание обратилось в пепел.
Тогда Лазарь Израилевич основал акционерное общество паровой мельницы (которому после смерти основателя было присвоено наименование «Лазарь Бродский»). На средства акционеров мельница в 1890-х годах стремительно возродилась. Новый огромный промышленный корпус занимал угол набережной и Боричева спуска. А рядом, на Боричевом, выросло механизированное зернохранилище – элеватор. Тот самый, который сгорел девяносто лет назад.
Но и после второго пожара мельница устояла. Уже через год инженер Ч. Волкенштейн составил проект полностью каменного элеватора на миллион пудов зерна; в строительстве принимал участие губернский инженер В. Бессмертный. Здесь были приняты всевозможные противопожарные меры. И они себя оправдали. Даже тогда, когда мельницу постиг третий и последний пожар.
Было это, по свидетельству старожилов, осенью 1920 года. Гражданская война разрушила систему пожарную охраны Киева, и с началом отопительного сезона в городе случилось множество пожаров. Один из них испепелил производственное здание бывшей мельницы Бродского. Однако элеватор уцелел. Сохранился и еще один корпус мельницы – прежнее помещение дизель-моторной станции, выстроенное в 1912-м по проекту известного зодчего Александра Вербицкого.
После третьего пожара мельницу уже не восстановили. Руины разобрали. Дизель-моторный корпус был приспособлен под общежитие «Электроприбора». Любопытно, что его фасад, обращенный к набережной, выполнен заново: ведь раньше эта стена примыкала к тылу главного корпуса. А настоящий старый, довольно красивый фасад у здания общежития – сзади. Громадное же кирпичное строение с башней, возвышающееся над Почтовой площадью, – бывший элеватор – в последние годы используют как книгохранилище парламентской библиотеки (прежней «капээсэски»).
(Упомянутый здесь дизель-моторный корпус, считавшийся памятником архитектуры, снесен в 2005 году).
с тех пор как появилась эта статья.
Но ни здесь, ни где-то еще мне так и не удалось найти нормального фото любого здания, относящегося к мельнице Бродского.
Даже фотографии единственного, что от нее осталось - элеватора-библиотеки - изуродованы то краном, то рекламой "Нескафе".
Неужели ни у кого нет ни одного нормального фото? 🙁
Если будет время, можно будет сделать небольшую "галерею" изображений мельницы Бродского в разные времена. Но сегодня не обещаю 🙂
Эта статья уже тут была недавно, точно помню
в комментариях
Спасиба! Совсем о ней ничего не знал:)
неужели 1906 год был 90 лет назад? 🙂
Дата статьи "Киевские ведомости, 27.07.1996." указана 😉