В “Трубе” пьет кофе вся филармония
Знаменитая “Труба” – последнее, что осталась нам от старого Майдана, или, вернее, площади Октябрьской революции, как звали его в прошлые десятилетия. Трудно найти киевлянина, который хотя бы раз в жизни не посетил это кафе. Благодаря оригинальной круглой форме и такой же круглой стойке в центре заведения – вокруг нее как бы вращается вся кофейная жизнь – оно также известно в народе под названием “Шайба”.
– Сорок пять лет назад нас открыли, – рассказывает барменша Ирина, которая “оттрубила” здесь добрый кусок своей жизни, попав в “Шайбу” еще во времена Перестройки. Ее тетя, известная в “Трубе” под нарицательным именем “тетя Маша”, работала здесь с момента основания кафе.
– Чашечки тогда были из кобальта, а блюдечки – из мельхиора. И никто ничего не крал! Кофе мы продавали по семь копеек за чашку и были в убытке – ведь в гастрономе на Крещатике его по шесть копеек отпускали. А потом, когда все стало валиться, вот тогда все чашки и разворовали. Приходилось кофе в баночках от майонеза подавать.
Строгий запрет на курение – старая традиция “Трубы”, что всегда выгодно отличало ее от вечно задымленных майдановских переходов. Тетя Маша лично гоняла веником любителей подымить, которые отказывались уважать неписаные правила старого кафе. Доставалось и тем, кто пробовал устраивать здесь пьяные дебоши. Этот устоявшийся с годами порядок и привлекает сюда постоянную и весьма интеллигентную клиентуру.
Сергей Васильевич, бывший преподаватель Политеха, уже много лет ежедневно приезжает сюда с Лукьяновки – два раза в день. По утрам он заказывает себе натуральный кофе, а вечером ограничивается растворимым – в восемьдесят лет сердце уже не то. Другой завсегдатай – отставной офицер Арлен (производное от слов “Армия Ленина”) – прожил на Крещатике всю жизнь и даже водил по нему колонны пленных немцев в сороковых годах. Он недолюбливает городских чиновников, которые разрушили его улицу “сильнее, чем Гитлер”, и малоуважительно, с военной прямотой, зовет их “жлобами”.
Кроме того, в “Трубе” традиционно бывают работники филармонии и консерватории – например, известное сопрано Инна Галатенко или виолончелист, которого знают здесь просто по имени – Дима. Они заказывают качественный натуральный кофе, который и составляет главную гордость майдановской кафешки. Во времена помаранчевых событий его регулярно дегустировал Нестор Шуфрич. Нынешний министр постоянно “тусовался” внизу под оранжевым Майданом со своими друзьями из лагеря Януковича. По словам местных завсегдатаев, они уже тогда находили общий язык с деятелями из окружения президента – за чашкой классического “шайбовского” кофе.
Место встречи: “БЖ”
Старый кофейный подвальчик на Большой Житомирской – сегодня он носит официальное название “Квинта” – знают под легендарным названием “БЖ”. Это лаконичное сокращение известно даже за границей – везде, где осело веселое племя киевлян, чья молодость пришлась на восьмидесятые и начало девяностых годов. По словам директора кафе, они приходят сюда во время каждой поездки на родину, неизменно назначая здесь встречи со старыми друзьями.
Открытый в канун Олимпиады подвальчик сразу облюбовала пестрая и неординарная публика. В начале восьмидесятых кафе было сверхпопулярным – очередь к прилавку тянулась от входных ступеней, а когда уставший персонал делал себе перерыв, толпа начинала ломиться внутрь, угрожая вынести дверь. Как и “Труба”, это заведение славилось натуральным кофе и дешевым разливным спиртным – тогда как закуска к нему никогда не пользовалась особенным спросом. Но главным магнитом для завсегдатаев была сама атмосфера кафе, с его обитыми дерматином стенами, на которых бегали друг за другом рисованные герои мультфильма “Ну, Погоди!”, и бетонными “сосульками”, свисавшими вниз с прокопченного потолка. На слэнге “БЖ” часто именовали “Подводной лодкой” или “Пьяным углом”.
Близость Андреевского спуска обеспечила “БЖ” творческую клиентуру из числа художников и музыкантов. Журналист, ветеран неформального движения Владимир Задирака вспоминает: здесь можно было увидеть легендарных российских панков Егора Летова и Янку Дягилеву, а также украинский музыкальный авангард восьмидесятых – группы “Коллежский асессор” и “Банита Байда”, вместе с художником-контркультурщиком Валерием Лозовым и кинорежиссером Асей Хребтовой. И даже поэта-политика Бориса Олийныка.
Некоторые завсегдатаи – например, музыканты группы “Эр.Джаз”, получали выпивку в кредит и честно расплачивались за нее тогда, когда в карманах начинали звенеть заработанные рубли. Неформальные тусовки всех поколений – от активистов всесоюзного движения хиппи до гламурных готов из девяностых годов – традиционно обсиживали подвальчик “БЖ”. Эта публика, которая нередко устраивала джем-сессии прямо в прокуренном кафе, мирно соседствовала с милиционерами из близлежащего райотдела. Здесь же собирались политические радикалы, вместе с сонмом полупризнанных гениев от контркультуры – вроде покойного Тараса Липольца и полузабытого сейчас Юрка Позаяка. А самым известным завсегдатаем “БЖ” считается статусный писатель Андрей Курков – он и сегодня почти каждый день посещает это старое кафе.
Увы, но “БЖ” полностью изменился после проведенного летом ремонта, покончившего с его многолетним “панковским” антуражем. Теперь это обыкновенное киевское кафе, где в темном чулане, при свете любезно принесенных персоналом свечей, можно видеть замечательную реликвию прошлых времен – музыкальный автомат с виниловыми пластинками. Стертые надписи, сделанные от руки, демонстрируют его ретро-репертуар – от “Землян” до импортных рок-динозавров. Некогда он играл посреди “БЖ”.
Три ступеньки до “Оксамита”
Винный погребок “Оксамит” на Прорезной – последний бастион специфической культуры советских разливаек. Горячительные напитки отпускали здесь еще в сороковые годы, а в семьдесят девятом художник-декоратор Иван Игнатенко оформил это место пышной драпировкой и стильными панно с изображением лейблов культовых советских марок шампанского и вина. Прошли годы, но интерьер “наливайки” остался неизменным. Уцелели не только старые стулья и характерные круглые столики, но и фаянсовые чашки с отбитыми ручками и чайными ложками общего пользования. В одной из чашек можно найти сахар для кофе, в другой – соль для лучшей закуски, под которой традиционно понимается томатный сок, в третьей – вода, чтоб сполоснуть ложку после первых двух процедур. Да что там, когда мы вошли в кафе, там играла музыка из глубоких восьмидесятых – группа “Smokie”.
“Оксамит”, бесспорно, является самым колоритным ретро-заведением Киева. Сохранив традиции и внешний облик, он, вместе с тем, остался все тем же народным погребком, с демократичными ценами, которые не отпугивают даже пенсионеров. Добавьте к этому натуральный кофе и прекрасный ассортимент вин – где еще вы сможете взять на разлив настоящий массандровский мускат? – и вы поймете, почему сюда постоянно тянутся киевляне – причем, не только из центра, но даже с окраинных жилмассивов.
– Мы это кафе называем по-своему: “Три ступеньки”, – рассказывает художник-ювелир Николай, который регулярно приходит сюда вместе с друзьями. – Видите, три старые ступеньки на крыльце? Вот на них мы тут в одной очереди с Платоном Майбородой стояли. И Хостикоева я здесь видел. И много кого еще. Это же наш “Оксамит”. Наша молодость. Наше кафе.
Подол – это отдельная планета! О кафешках, наливайках пивных и буфетах на Подоле можно написать целую книгу.
Справидливости ради нужно вспомнить еще несколько "культовых мест": "Стекляшка" на Крещатике – огромная кулинария со столиками, рядом с ней "Крыжинка", где делали взбитые сливки, "Крещатый Яр" на Прорезной, конечно-же "Париж" – "Восточное" кафе на Парижской Комунны (Михайловской), там же, только немного выше кафе "Свитлыця", гастроном на Зиньковецкой, "Кобза" на БЖ.
Добрый день.
А не поможите ли найти, собственно, Асю Хребтову?
Телефон её потерян, а нужна очень.
вот что интересно, около БЖ я часто хожу, а вот где там "Квинта" не знаю.... может подскажете адресок?
чудное место Ольжин Двор... стиль конечно не советский, а публика там обычно чудная заседает =)
и еще интересно - слыша про полумифическое место "Стена" на ул. Артема... не подскаже что же там такое и где именно на Артема?
про музыкальный автомат на БЖ:
ну не мог он стоять посреди маленького зальчика, не мог. стоял он прямо напротв входа, где лестница поворачивает. и в конце 80-х уже не работал. но там, кажется, был винил Роллинг Стоунз или что-то такое же неожиданное.
про "Бабский":
есть равновеликая версия и про "продавца мясного отдела по фамилии Бабских".
"ЗОся" (Золотая Осень) на Яр.валу, "Морозовский" у КГУ? а кафе в Академии Наук на Владимирской - тоже ведь кузницы кадров. Последнее, кажется, до сих пор в том же интерьере, что и 10 лет назад.
Вчера друг прислал ссылку нп эту статью, а вечером я оказался в районе Прорезной. Решил поискать "Оксамит"и нашел. Что сказать, такое впечатление, что попал эдак дет на дватцать назад. Все напоминает то время: столы, обитая дирмантином барная стойка, даже бумажные салфетки - акурат из времен совдепии. Просто ностальгия. Самое приятное, что это не специальная подгонка под советский стиль, а просто естественное состояние этого милого и уютного заведения. Единственное, что отличает его от времени 80х, это очень вежливый персонал. Ну и конечно игровые автоматы там тоже лишние.
В статье говорилось о Массандровских винах - точно. Вчера я там нашел прекраснейший Херес. Даже форма бутылки и этикетка заставляет вспомнать совдепию. Интересно, где же они берут такие напитки (и с таким оформлением) сейчас? Такое впечатление, что это все храниться с тех самых 80х.
Ну и на последок. Заметил я там замечательное обявление. Не смог удержаться и сфотографировал. Результат прилагается 🙂
http://www.ljplus.ru/img3/d/r/drbotkin/DSC00270_1.jpg" target="_blank" rel="nofollow">
http://www.ljplus.ru/img3/d/r/drbotkin/th_DSC00270_1.jpg" width="200" height="150" border="0">
а где он находится? специально ходил там и не нашел..
По-перше, звичайно, важко нагадувати про себе, коли ти десять років не живеш в Україні. Хоча на презентації "Шедеврів" в Будинку вчителя таки був аншлаг
По-друге, він не попсовик (хоч таку славу йому зробив віршик про слоника, якого "замучили кляті москалі"), як, наприклад, Подерв"янський - так у нього (Позаяка) і тусівка більш конспіративно-елітарна
Хоча тема Позаяка, як самого київського поета потребує окремого дослідження. У нього є здається віршик і про кафе на БЖ, і взагалі фантасмаґорії про Київ. Так і згадується
Світало. Триста НЛО
Понад Хрещатиком літало,
Порожніх вулиць помело
Ще двірникове не торкало.
Байдужо блимали харчки,
Замерзлі під неоном літер,
Й чужий, інопланетний вітер
За вуха зачіпляв гачки.
І глибоко було плювать
На чудеса всі ті досвітні,
А о четвертій двадцять п"ять
мене ковтнули підворітні.
або (щодо теми про ганделики)
Я був в Ленінграді,
Я пив там вино
Вино в Ленінграді
Це справжнє гівно!
Я був за кордоном,
Я пив там коньяк -
Коньяк за кордоном -
Сциклистий шмурдяк!
Ніде так не п"ється
Як в тихим дворі
У Києві ріднім
О пізній порі.
або
Я йшов по Хрещатику,
Сірий, сутулий,
І раптом почув
Несподівану фразу:
"Повітряна куля
До Гонолулу
Відліта в 9-30
З Євбазу".
Усі свої роки втискався я в стіни,
Я скучно мовчав, я зливався з асфальтом,
Але в голові своїй бачив країну,
Де райськії птиці співають контральтом.
І от я сьогодні прорву павутину,
Магічно звільнюся від тихого сказу,
Сьогодні полину в прекрасну країну,
Розтанувши в небі старого Євбазу.
Я вірив, я знав,
Що настане ця дата -
Від світлого будня
До світлої мрії
Мене понесе
Кольорово-строката
Повітряна куля
Шизофренії.
Любителі Юрка Позаяка ходять сюди http://pozayak.narod.ru/" rel="dofollow" target="_blank">http://pozayak.narod.ru/
Да! А наша соседка работала "тётей Галей" в "Кобзе". Кофе мне тогда ещё не разрешали, но берёзовый и томатный соки были в моём полном распоряжении : )
Ой, неужели "дяду Мишу уже закрыли"? Жалко. И "Бриз" тоже ужасно жаль.
А в "Львівську Браму" очень часто после школы заходили, там был вкусючий десерт: какой-то шоколадный мусс или горячий шоколад в гранёном стакане, политый взбитыми сливками.
И ещё - мама работала напротив "Квинты". Помню, как мы иногда туда ходили и я нажимала светящиеся кнопки на музыкальном автомате. Мне тогда было лет 6, наверное : )
> Знаменитая "Труба" – последнее, что осталась нам от старого Майдана, или, вернее, площади Октябрьской революции, как звали его в прошлые десятилетия. Трудно найти киевлянина, который хотя бы раз в жизни не посетил это кафе. Благодаря оригинальной круглой форме и такой же круглой стойке в центре заведения – вокруг нее как бы вращается вся кофейная жизнь – оно также известно в народе под названием "Шайба".
Этих кафушек вообще-то было две (из четырёх возможных; в двух остальных "шайбах" было что-то некофейное). Та что ближе к почтамту звалась в наших кругах "Ближний привод", а та что возле дома союзов - "Дальний привод". Смысл этих названий я понял значительно позже.
Кобза, Морозиво....(Старий Київ патом) апосля..і шо?
і всьо.. 🙁
Ой,задушевные места=))
в "Пингвине" давно уже обитает вся местная маргинальщина, как у нас говорят, "без двух ходок туда лучше и не соваться" 🙁
было ещё на Львовской кафе "Львівська Брама", возьле м. Льва Толстого в переходе до сих пор есть наливайка также в форме шайбы, но побольше, с такими хамоватыми тетками в халатах белых. ещё было замечательное кафе "У Георга", не знаю, насколько оно советское, но идейное.
ну, и для особых гурманов, чебуречная "У дяди Миши" на Межигорской, там до закрытия (в 2006) подавали сок в литровых стеклянных банках.:)
В "Пингвине", даже сегодняшнем, все же есть что-то интересное. Попробую со временем написать и о нем. "У Георга" - закрыт, и переделан в нечто совсем иное. "У дяди Миши" - также закрыт. Но лично мне больше всего жаль любимый подольский "Бриз".
Тема превосходная. Кафе с советским дизайном не просто уходят - стремительно исчезают. Надо фотографировать то, что еще осталось. Недавно закрылась небольшая кафешка на Крещатике,7, на втором этаже. На Ереванской улице есть чудное кафе "Ереван" в стилистике 80-х. Рекомендую, кстати, неплохо кормят 🙂
оксамит і вавілон (у домі кіно) - рідні просто!
ще люблю забігайлівку стоячу в гастрономі на розі володимирської і бж.
Ну....есть еще одно кафе, которое навсегда сохранит свой колорит. Это кафе в доме кино. Не всегдя доступно но.... цены и ассортимент божественны, а публика .... не меняется абсолютно.
Да, это Место.
Это важно. Этот момент был в очерке, но его опустили при сокращении. Владельцы БЖ жаловались, что летнее повышение цен на аренду заставило их поднять цены в кафе. А это логично привело к изменению его формата.
класс:) была только в первом заведении, надо посетить и остальные:)
люмпенізація населення при загальній олігофренократії в країні неминуча//
кафе з душою зникають/
сумний факт/
ненавиджу кофі-хаузи кофі-кафі кавахати кавоварки кафетайми даблкофі маккофі імперіі кави і мєха і прочу чуш//
Супер. надо будет заглянуть в первое и последнее:)
Стоит наверное упомянуть еще(то что еще сохранилось):
-Легендарный гастроном на углу прорезной и пушкинской
-Бред Хаус он же Дом хлеба на сагайдачного
Кто продолжит?
На углу Пушкинской и Прорезной? Это "Сузір`я"? Да, верно, там многое сохранили. А еще на Порезной есть "Зустріч".
На Подоле есть "Бабский магазин". Я про него писал, не знаю, было ли это на "Интересном Киеве" - http://www.pk.kiev.ua/city/2006/11/05/1 00025.html
А еще есть много беззвестных, но очень интересных генделиков. Но это - тема отдельных публикаций )