Долгое время улица Суворова была застроена лишь с одной стороны, четной. А с нечетной располагался только Печерский ипподром да здание автодорожного института на площади Славы. Причина этому – эспланада цитадели Печерской крепости, граница которой проходила как раз по улице Суворова. Да и сама улица раньше называлась Эспланадной.

Большая открытая площадка эспланады находилась недалеко от престижных Липок, и со временем ее приспособили под ипподром: популярность конного спорта в 19 веке не обошла стороной и Киев. Да и стоявшие рядом жандармские полки использовали эспланаду. Конные общества в Киеве возникали несколько раз, но быстро распадались. Так “Киевское общество испытаний лошадей” было основано еще в 1867 году, вскоре начались организованные конные состязания. В 1889 году на киевском ипподроме начал функционировать тотализатор.

От авиационных шоу до нэпманских пиров

Печерский ипподром в начале прошлого века можно было назвать главным шоу-парком города. Здесь было суждено возникнуть даже летному полю. Только в 1903 году братья Райт подняли в небо первый в мире самолет, а уже в 1910 году авиамания достигла и Киева. Одним из первых пилотов в Российской империи стал Сергей Уточкин. Гонщик, боксер, фехтовальщик, пловец, в 1910–1911 годах Уточкин совершает в различных городах публичные полеты, собиравшие сотни тысяч зрителей. С его выступлений началось приобщение к авиации Сергея Королева, Павла Сухого, Сергея Ильюшина, Николая Поликарпова. Мода на авиацию проникла и в армию: вскоре возле арсенала наладили сборку военных самолетов из поставлявшихся из Франции деталей. Так ипподром стал служить еще и заводским аэродромом.

В 1915–1916 годах архитектором Валерианом Рыковым и скульптором Федором Балавенским было построено новое здание ипподрома, взамен деревянного. Похожее на дворец сооружение с крытыми трибунами, рестораном, залами закрепило за Печерским ипподромом славу одного из лучших мест развлечений в Киеве.

Прервала его работу гражданская война, однако уже в начале 1920-х, в годы НЭПа, ипподром вновь ожил. Пустующие до этого помещения арендовали вчерашние борцы с белогвардейцами Врангеля в Крыму – Владимир Ольдерогге и Иван Паука. Тогдашний командующий киевским военным округом Михаил Фрунзе дал полную свободу действий недавним соратникам, которые вскоре стали одними из крупнейших киевских нэпманов. Размах приемов у тогдашних большевистских лидеров сравнивался по пышности с губернаторскими приемами царских времен.

Элитные высотки шестидесятых

Впервые идея застройки Печерского ипподрома возникла в 1930-х годах, когда столицу Украины переносили в Киев и разрабатывался проект правительственного центра. Но чиновников испугало неудобное транспортное сообщение и копоть из труб завода “Арсенал” – ипподром устоял.

Однако в 1960-х годах его таки решили “выселить” с Печерска: слишком привлекательное было место, да и сейчас таким остается. В 1962–1969 гг. был построен новый ипподром, возле ВДНХ. Большой современный комплекс, где было все необходимое. Располагался он практически за городом, ведь массива Теремки тогда еще не было.

“На месте старого ипподрома намечается устройство детского спортивного парка Дворца пионеров со стадионом на 8 тыс. мест”, – так писали в архитектурных очерках о Киеве в начале 1960-х годов. Дворец пионеров таки построили, а вот о спортивном парке “забыли”: уже в конце 1960-х на месте конного поля начали возводить комплекс жилых высоток.

“Кабминовские дома” – так часто называют эти здания, так как новоселами стали в основном представители номенклатуры. И сейчас 5, 7, 11 и 13 дома обслуживаются государственным управлением делами, известным в народе как “ДУСя”. Но в начале 1990-х годов жильцы страдали от тех же проблем, что и весь город: не всегда можно было безопасно пройти через подворотни к подъездам, а на больших лестничных площадках обосновывались бомжи.

К слову, в доме №13 жил экономист и глава Нацбанка Вадим Гетьман.

Кабинеты вместо трибун

В самом здании ипподрома разместилось чисто советское министерство – сельского строительства. Для нужд бюрократов здание достроили: с тыла, где размещались крытые роскошные ложи-трибуны, устроили кабинеты.

Результат оказался плачевным: здание, обладающее фасадом, которому могли бы позавидовать дворцы, в своей достроенной части стало больше похоже на барак: унылые однообразные окна, никакого декора, разве что покрашено качественно. А само здание надолго исчезло из путеводителей. С 1989 года здесь находится президиум Украинской академии аграрных наук.

На оставшейся территории разместили водохранилище: четыре огромных бассейна с водой. Водохранилище построили в конце 1960-х, как раз в разгар “холодной войны”, для резервного водоснабжения Печерска. Рядом, на улице Лейпцигской, расположен центральный офис “Киевводоканала”; возле входа стоит огромный вентиль. Водохранилище уже пытались застроить жилыми высотками, но атаки застройщиков когда-то стратегическому объекту пока удается отбивать; недавно один из бассейнов даже отремонтировали.

Вот так “растянули” территорию бывшего ипподрома и несостоявшегося детского спортивного парка. Вместо огромного детского комплекса – а помимо Дворца пионеров и спортивного парка, предполагалось создать огромный парк, Зеленый театр и водную станцию на Днепре – очередной квартал для чиновников. Строители скандально известного высотного здания в Мариинском парке имеют достойных предшественников.

“На заре авиации аэродромы возникали на каждой свободной полянке”

 

 

Александр ТАБУНЕЦ, руководитель научно-популяризаторского отдела Государственного музея авиации:
– Печерский ипподром был самым престижным в городе: с трибун высшее общество Киева наблюдало за первыми авиашоу. Самолетам того времени не требовались ни километровые взлетные полосы, ни бетонное покрытие.

 

Поэтому не удивительно, что с началом расцвета авиации аэродромы возникали в Киеве, как грибы после дождя. Ведь все, что нужно для взлета, – несколько десятков метров относительно ровной поверхности. Да и братьям Райт, впервые в мире поднявшим в небо самолет, понадобилось всего 18 метров.

 

“Ни ипподром, ни аэродром крепости не мешали”

 

 

Андрей ВЯЛЕЦ, завотделом охраны памятников музея “Киевская крепость”:
– Эспланады – это участки открытой местности вокруг крепостей, которые очищались от зданий, деревьев, даже кустов – всего, за чем мог спрятаться противник. Наличие ипподрома никак этому не противоречило – ведь это открытое поле.

 

Да и военные его также использовали, как для обкатки лошадей, так и для самолетов. И хотя к концу XIX века, с изобретением новых видов оружия, крепость уже не имела практически никакого военного значения, территория эспланады цитадели и в советское время долго оставалась незастроенной.