“Работая в фильме “Гиперболоид инженера Гарина”, я прыгнул с крыши пятиэтажки”
– Уже с шести-семи лет я заходил в клетку со львятами, – закуривая сигарету говорит 62-летний генеральный директор Национального цирка Украины Владимир Шевченко. – Так что почитай вся жизнь прошла в клетке. Впервые я оказался один на один со взрослым львом, когда был еще мальчишкой-четвероклассником. Вообще-то мы зашли к нему вместе с отцом. Но папе понадобилось за чем-то там сходить, а я остался. Чего бояться? Лев-то ручной. Он стал “бодаться” своей огромной головой, сбил с ног и… давай меня грызть. Я в крик! Прибежал отец. Льва отогнал, а меня пришлось везти в больницу. Врачи заштопали подранную ногу, и мы в тот же день вернулись в цирк. Папа спокойно так говорит: “Пойдем дорепетируем”. Мне, конечно же, не хотелось после всего даже видеть льва. “Может, завтра”, – прошу отца. “Нет, сегодня”, – настоял он. С мамой истерика. Но мы все равно пошли работать, хотя настроение было далеко не радостное. Лев без эксцессов выполнил упражнения, которые от него требовались. Теперь я понимаю: момент действительно был важным. Нужно преодолеть себя, чтобы вновь зайти в клетку. В детстве после первой травмы мне это удалось. Если бы тогда не поборол страх, то, может, и не стал бы дрессировщиком. В нашем деле без травм не обходится. Я и в реанимацию попадал из-за нападений моих питомцев.
Первое самостоятельное выступление я провел в 14 лет в Харькове. Получилось так, что накануне представления медведь порвал отцу ногу. Отменять номер с хищниками было никак нельзя, ведь его анонс разместили на афишах. Директор цирка попросил отца: “Пусть на манеж выйдет Володя”. Тогда я выступил с пятью львицами.
– Но учиться вы пошли на акробата…
– Так ведь дрессировщиков в училище не готовят. Тем не менее специальное образование нужно. Я благодарен Московскому цирковому за великолепную теоретическую подготовку (история цирка и театра, музыкальная грамота). Кроме того, приобретенные в училище акробатическая ловкость, умение владеть своим телом пригодились в работе со львами и тиграми.
Кстати, в студенческие годы я подрабатывал каскадером. Стипендия маленькая. А организм молодой, здоровый, требовал хорошего питания. Да и одежду необходимо было покупать. Опять же с Людой на свидание пойти – тоже деньги нужны. Накопилась изрядная сумма долгов. И вот предлагают сняться в “Гиперболоиде инженера Гарина”, в сцене, где Евгений Евстигнеев падает спиной с крыши пятиэтажного дома. Попробовать справиться с этим трюком вызвалось несколько студентов. Но когда мы поднялись на здание и посмотрели вниз на казавшийся малюсеньким прямоугольник натянутого брезента, куда предстояло приземлиться, оптимизма у всех поубавилось. Смотришь вниз – кровь стынет. Закончилось тем, что ребята дружно решили не рисковать. Я остался. Но не потому, что самый смелый, а из-за висевших на мне долгов. За прыжок пообещали свыше 600 рублей – деньги по тем временам огромные (квалифицированные инженеры тогда получали 100-120 рублей в месяц. – Авт.). Ассистент режиссера стал мне советы давать: “Дважды прыгни неправильно, а потом так, как нужно. Денег отхватишь! На год вперед хватит”. Думаю, какие три прыжка – хоть бы раз сигануть! Набрался решимости, прыгнул. Но второй раз не полез.
Еще в фильме “Война и мир” работал у дяди Сережи Бондарчука. Снимался в батальных сценах. Когда конница неслась лавой на противника, мы (студенты и каскадеры-профессионалы) изображали солдат, летящих кубарем с раненых лошадей. Это делалось с помощью так называемой подсечки: на переднюю ногу коня надевали веревку, а когда ассистент за нее дергал, лошадь, несущаяся галопом, нагибается – и ты летишь на землю вправо или влево. Тут важно не только самому все правильно исполнить, но и чтобы скачущий рядом партнер успел отвернуть свою лошадь в сторону.
“У меня было 12 приводов в милицию”
– Вы, наверное, были серьезным молодым человеком?
– Это сейчас я серьезный и рассудительный мужчина, а тогда еще тем забиякой был. Что поделать – характер взрывной, а силушки – хоть отбавляй. Дрался. В результате – 12 приводов в милицию и 17 выговоров в училище. Я, кстати, после второго курса ушел со стационара и закончил учебу экстерном. Но это не из-за выговоров, а потому что взял группу львиц и стал готовить свой первый аттракцион.
– За свою будущую жену дрались?
– Всякое бывало. Мы с Людой вместе с 1963 года. Она согласилась вместе со мной участвовать в аттракционе со львицами. Это была не просто демонстрация трюков с животными – настоящий цирковой спектакль. До нас никто ничего подобного не делал. Люда как акробатка (она, к слову, мастер спорта по гимнастике) летала на трапеции над “ковром” из львиц. Затем она держала кольцо, через которое прыгали наши 200-килограммовые кошки. Людмила воплощала мягкость, лиричность, и под этот образ мы подбирали для нее трюковые комбинации. Например, погладить львицу или лечь ей на спину.
– Не ваш ли лев снимался в знаменитом фильме “Невероятные приключения итальянцев в России”?
– Того льва звали Кингом, а воспитал его Лев Берберов. К сожалению, Кинга пришлось застрелить во время съемок. Помните сцену, в которой он прыгает с лодки посреди Невы? Оказавшись на набережной, зверь погнался за находившимися там людьми. Лев страдал рахитом, видимо, поэтому сразу настигнуть людей не смог. Дежурившие на съемочной площадке милиционеры успели его пристрелить.
Берберов затем вырастил в своей городской квартире другого льва, также назвав его Кингом. Потом еще и пуму взял. Заметьте, что у Льва Львовича были жена и двое детей. Когда Берберов умер, зверей оставили в доме, хотя все им настоятельно советовали отдать питомцев в зоопарк или цирк. Не послушались. Финал этой трагической истории потряс весь Советский Союз: после того как у пумы началась течка, Кинг, словно взбесился, – тяжело травмировал жену Берберова и насмерть загрыз сына-подростка. К счастью, дочка осталась жива благодаря тому, что была в школе на продленке.
К нам нередко обращаются состоятельные любители экзотики с просьбой продать льва или тигра, чтобы поселить животное на даче, в усадьбе. Объясняю им, что это смертельно опасно. Я, кстати, не беру ни на дачу, ни в квартиру даже маленьких львят. У них есть свой дом – цирк. Им здесь хорошо и уютно. Ну а домашние любимцы у меня имеются: три кота (рыжий, черный и белый), две собаки – пудель и тойтерьер. И еще кролик. Все они живут дружно.
Вы задали вопрос о съемках в кино. Так вот, мои львы и тигры работали в фильмах “Браво! Бравушки!”, “Рассмешите клоуна”, “Сегодня и ежедневно”. Всего пять или семь картин. Только мне это дело не очень нравилось. На подготовку к съемкам уходит уйма времени, поэтому животные сильно устают. Назначают съемку, например, на 10 утра, значит, будь уверен, что раньше полудня группа не соберется…
– Какой номер в вашей карьере был самым сильным?
– Мы с Людой первыми создали номер с участием сразу 18 львов и тигров. Это очень много. Высшим пилотажем циркового искусства стал аттракцион, в котором четверо тигров ездят на лошадях. В 1984 году демонстрировали его во Франции и даже были награждены Золотой звездой Парижа. Из наших соотечественников ее получили только три человека: лидер СССР Леонид Брежнев, знаменитый спортсмен Сергей Бубка и один из космонавтов (фамилию, к сожалению, запамятовал).
Получилось так, что наши гастроли в Париже вызвали очень большой ажиотаж. В этом городе полные залы, будь то театр или цирк, собирают обычно первые 25-30 представлений. Если цифра достигает 50, то это считается невероятным успехом. А у нас аншлаг был на восьмидесяти представлениях! Причем они шли во Дворце спорта, вмещающем 5700 зрителей. О нас писали все местные газеты, показывали сюжеты на телевидении. Так и получилось, что мы были удостоены Золотой звезды. Вручал ее лично Жак Ширак, занимавший тогда пост мэра Парижа.
А через десять лет во время парижских гастролей я попал в реанимацию. На генеральной репетиции львица с тигрицей не поделили кусок мяса, выданный в качестве поощрения за выполненный трюк. Львы живут семьями, поэтому кинулись на помощь сородичке. Я не заметил, что за моей спиной львица, идущая в бой. Оказался на ее пути, вот она меня и хватанула за ногу. Вообще, это ассистенты проморгали, я ведь не вижу, что происходит сзади. Ну а на завтра намечались два премьерных представления. На следующий день – еще столько же. Я их отработал, после чего попал в реанимацию. Пролежал там неделю. Оказалось, львица грязными когтями занесла инфекцию. Париж пришлось рассматривать только из окна машины: меня привозили на представление, давали обезболивающие уколы, чтобы я мог отработать программу, и затем увозили в клинику.
– Напавших на вас хищников сдаете в зоопарк?
– Ни в коем случае! Я его несколько лет готовил к выступлениям – и вдруг в зоопарк! Нет, как миленькие продолжают работать. Зачастую я сам же и виноват в нападении. Скажем, не сумею предотвратить драку между самцами, брошусь их успокаивать, так они потом запросто могут объединиться и пойти против меня. Это называется принцип перенаправленной агрессии.
“Наших львят выкармливают… собаки”
– Какие в вашем распоряжении имеются средства защиты, если вдруг хищник вздумает напасть?
– Оружия ни у меня, ни у дежурящих возле клетки помощников нет. При возникновении опасности они должны окатить животное струей воды из брандспойта. Такая мера способна остановить тигра или льва на три-четыре секунды. За это время я должен принять правильное решение, как уладить ситуацию.
– А был ли в вашей практике случай, когда львы оказывались за пределами клетки во время представления?
– Да. Это случилось много лет назад у нас в Киеве. Кто-то из ассистентов не закрыл клетку, и лев с львицей вышли наружу. Публика, конечно, оторопела. Но я уверенным тоном сказал в микрофон, что все под контролем. Самца действительно удалось сразу вернуть, а вот с львицей пришлось повозиться. Она сама сильно испугалась, стала нервничать. Но через несколько минут оказалась в клетке и быстро успокоилась.
– Какова ныне стоимость питомца для вашего аттракциона?
– От семи до десяти тысяч долларов. У наших животных появляется потомство, но этого недостаточно, приходится покупать дополнительно. Недавно приобрели несколько животных. И сейчас имеем 13 львов и тигров. За 45 лет работы через мои руки прошло около 150 львов и тигров.
Вообще же в советские годы у меня были налажены контакты с охотниками с Дальнего Востока.
Молодые тигрицы в 80 процентах случаев не кормят своего первого малыша. Когда появлялся брошенный тигренок, охотники звонили мне, и я летел туда. Теперь связи нарушены, поэтому бывает так, что даже купить животное не у кого.
– А ваши львицы и тигрицы выкармливают своих детенышей?
– К сожалению, зачастую отказываются. А молоко из магазина давать малышам нельзя, иначе неизбежно начнутся проблемы с глазами и животом. Поэтому для тигрят находим козу и поим их ее молоком. А для львят – большую собаку (например, сенбернара), у которой есть щенки. Подкладываем ей нового детеныша, и она его выкармливает вместе с собственным потомством.
– Во сколько обходится содержание взрослого льва?
– Ему положено в день восемь килограммов постной говядины. А также курятина, крольчатина, молоко, яйца и пророщенный овес. Мы его специально сеем для наших питомцев. Цены нынче рыночные. Это при Советском Союзе брали накладную и получали по ней на комбинате мясо по 29 копеек за килограмм. Дополнительные проблемы создает необходимость проводить тендеры на закупку кормов. Побеждает тот, кто предложит самый дешевый товар. Но ведь от такого животные болеют. Тендеры не отменяют, хотя я прошу об этом во всех инстанциях. Вот и приходится постоянно ломать голову, как обеспечить львов нормальным мясом…
– Нынешняя программа в Национальном цирке Украины (она продлится до средины декабря. – Авт.) – завершающая в нашей с Людмилой карьере, – продолжает Шевченко. – Затем мне останется заниматься только директорской работой. Конечно, буду помогать нашим преемникам – супругам Николаю и Юлии Козыревым, которым передадим своих львов и тигров. Козыревы работают у нас ассистентами уже восемь лет. Я неоднократно доверял им выступать самостоятельно. Способные, перспективные ребята.
Додати коментар