Владимир Ильич Ульянов-Ленин, выходец из учительской семьи, когда-то декларировал, что в свободном демократическом обществе учитель должен быть поставлен на такую высоту, на которой никогда прежде не стоял, тем более в царской России. Случилось так, что именно учителя опустили ниже всех возможных пределов: вначале — большевики, а после — демократы-нувориши уже нашего времени. После смерти вождя именно Дом учителя (бывший Педагогический музей), словно в насмешку над “учителем всех обездоленных”, был превращен в Киевский филиал Центрального музея Ленина и просуществовал в этом качестве достаточно долго: с 1938 по 1982 год. История здания на Владимирской улице наполнена многими бурными событиями, о которых уместно вспомнить ныне, пока у киевских педагогов еще не конфисковали их общий дом, и он, увы, в очередной раз не сменил вывеску.
Еще в 1899 году Министерство народного просвещения России разрешило Киевскому учебному округу основать Педагогический музей. Его целью было содействие в усовершенствовании учебного дела в Юго-Западном крае, да и в целом по всей стране. Такое заведение появилось в Киеве (в числе первых в России) в 1901 году. Его коллекция, состоявшая из наглядных пособий, учебников, картин по истории просвещения и т. д., не имея собственного помещения, ютилась в зданиях Первой Киевской дворянской и Пятой Киево-Печерской мужской гимназий, отчасти находилась в здании Троицкого народного дома (сейчас — Театр оперетты), в котором планировалось открыть Дом народного образования, позднее в стенах Высших женских курсов на Фундуклеевской (Хмельницкого) улице. Большинство экспонатов, каждый из которых имел прикладное значение: школьные парты, книги по географии, истории, литературе, атласы, глобусы, репродукции картин знаменитых художников, фотографии, математические принадлежности, минералы, физические и химические приборы, гербарии, чучела птиц и зверей, спортивные снаряды и т. п., попали в наш город из Парижа, где до этого участвовали во Всемирной педагогической выставке, состоявшейся в 1900 году. В основном они были подарены музею, некоторые экспонаты приобретены у иностранных экспонентов на средства председателя Киевского биржевого комитета, предпринимателя и мецената, действительного статского советника Могилевцева. Он же выделил более 500 тысяч рублей для возведения капитального помещения музея, который, по сути, выполнял более широкие функции, а говоря современным языком, стал институтом усовершенствования учителей. Со всей Российской империи, из Польши, Финляндии, из-за рубежа в Киев в качестве подарков поступали новые экспонаты. Особенно усердствовали дети. В фондах музея скопилось большое количество ученических сочинений, рисунков, вышивок, поделок… Музею очень скоро стало тесно в арендованных помещениях, ведь к тому времени в Киев для изучения передового опыта приезжали сотни учителей со всей страны. Здесь существовала обширная библиотека иностранной, переводной и отечественной педагогической литературы. Учреждение заслуженно приобрело международную известность.
После непростых переговоров между Киевским учебным округом и Городской думой последняя разрешила использовать для усадьбы будущего музея часть территории сада Первой киевской дворянской мужской гимназии. Освящение начала строительных работ состоялось в день рождения цесаревича Алексея (ему исполнилось шесть лет) 30 июля 1910 года, а посему учреждение носило имя наследника престола.
Осенью 1912 года музей переехал в собственное здание, ставшее одним из шедевров архитектуры Киева начала ХХ века, на Владимирскую улицу. Замечу, что благодаря расторопному подрядчику Гинсбургу, громадное по объему здание выросло за довольно короткое время.
Само здание после окончания строительных и отделочных работ 28 августа 1911 года, незадолго до своей трагической гибели, осмотрел премьер-министр России статс-секретарь Петр Аркадьевич Столыпин. Тогда же сооружение освятили с участием митрополита Флавиана, обер-прокурора Св. Синода Саблера, министра просвещения Кассо, попечителя Киевского учебного округа Зилова, генерал-губернатора Трепова, городского головы Дьякова и многих других высокопоставленных чиновников. Через год, 5 октября, в здании открылись лекционный, концертный и выставочный залы, библиотека на 80 тысяч томов и читальный зал, образцовые кабинеты наглядных пособий (физический, химический, естествознания), непосредственно музейная экспозиция. Учителя со всей России приезжали сюда делиться опытом, проводили лекции светила мировой педагогической науки. В здании выступали с концертами симфонические и хоровые коллективы. Между прочим, усердием киевских купцов до 1915 года посещение Педагогического музея было бесплатным для всех категорий населения.
В Центральном государственном историческом архиве Украины хранится ряд любопытных документов, повествующих о бурной научно-просветительской и даже политической деятельности этого учреждения.
В связи с тем, что Киев с началом Первой мировой войны стал прифронтовым городом, подчинявшимся Особым правилам военного ведомства, экспозицию и фонды музея эвакуировали в тыл (Орел и Курск). Здание до 1917 года занимала Летная военная школа. После Февральской революции с провозглашением УНР здесь поселилась Центральная Рада, которую возглавил Михаил Грушевский. А далее, как в страшном сне, сменяя друг друга, доведя до ручки некогда величественные апартаменты, помещение занимали Украинская государственная академия искусств, вновь военные, Музей революции, Киевский облисполком… Когда в 1934 году здесь решили “поселить” вождя, потребовалось, по сути, восстанавливать многое из утраченного. При участии автора проекта, выдающегося зодчего Павла Алешина были проведены капитальная реконструкция и достройка. Сделано это было с любовью и достаточно тактично. Получив дополнительные площади, фасад комплекса практически остался нетронутым. Не пострадала, а только выиграла внутренняя планировка. Вождь “въехал” сюда в 1938 году.
Перед самым началом немецкой оккупации Киева в 1941 году отступающие красноармейцы начинили здание Музея Ленина радиоуправляемыми минами (около трех тонн тринитротолуола!). Как и другие фешенебельные и представляющие для оккупантов прямой интерес здания, это должно было взлететь на воздух “по мановению руки” советского диверсанта. Немецким саперам удалось обнаружить заложенную взрывчатку, разминировать здание и обезвредить смертоносный груз. На архивных фотографиях, предоставленных Музею истории города Киева библиотекой современной истории города Штутгарта, видно, как немецкие саперы выносят из здания советские радиоуправляемые устройства и складируют ящики со взрывчаткой у фасада. По иронии судьбы фашистские оккупанты спасли от гибели здание… музея советского вождя. После освобождения Киева осенью 1943 года в числе первых мероприятий было воссоздание Музея Ленина. В кратчайший срок здесь полностью восстановили экспозицию, о чем торжественно, верноподданнически и пафосно доложили лично “великому Ученику великого Учителя” товарищу Сталину.
В 1982 году Ленин “переехал” в новый, впечатляющих размеров мавзолей на площадь Ленинского Комсомола (ныне — Европейская). Старое здание город, вспомнив о “высоте, на которой должен стоять учитель”, передал управлению народного образования под Дом учителя. Нужно сказать, что ваш почтенный слуга посещал его неоднократно, с удовольствием слушал здесь лекции, ходил на концерты, устраиваемые работниками учреждения и приглашенными гостями. После 1991 года, уже вспомнив о Грушевском сотоварищи, на здание начали зариться руховцы. Но оно отстояло свое предназначение служить народному образованию. Как знать, может, и теперь его не превратят в какой-нибудь очередной балаган, сохранив и экспозиции, и уникальные интерьеры и преданный ниве просвещения персонал.
Я не против оперы. Я за Малый оперный театр! Но пусть появятся также и новые могилевцевы, которые, возможно, изыщут средства для строительства оригинального здания такого театра, столь необходимого нашему певучему городу именно теперь, когда все другие вопросы культуры и образования уже благополучно разрешены…
А как зовут-то упомянутых в самом начале героев?