История здания Минздрава — части Мариинского комплекса — довольно интересна. Почти шесть лет кропотливого труда зодчих и строителей позволили в 1876 году без особой помпы открыть дверь «Киевского удельного округа ведомства Министерства императорского двора и уделов». Обратимся к энциклопедии — «Удельное ведомство: центральное государственное учреждение Российской империи; в 1797—1892 гг. — Департамент уделов; в 1892—1917 гг. — Главное управление уделов Министерства императорского двора. Ведало удельными крестьянами (до 1863 г.), удельными землями и имуществами».


«Удельное ведомство» занималось имениями, принадлежавшими Романовым. А когда в Киев приезжал император, в здании размещалась прислуга — управляющие, фельдъегери, экономы, повара, мажордомы, дворники, лакеи…


Напомним читателям, что это здание является памятником в квадрате — истории и культуры. В нем с 80-х годов XIX ст. размещались также и казенные квартиры. Тогда люди часто получали жилье прямо по месту работы. Некоторое время здесь жили выдающаяся украинская писательница Марко Вовчок (Вилинская), известный архитектор, смотритель домов семьи Романовых Сычугов, киевские ученые-академики. В советские времена этот дом прошел сложный генезис. Несколько десятков лет он верой и правдой служил Министерству здравоохранения УССР, а потом и независимой Украины. Любопытно, что в подробном путеводителе Константина Шероцкого (1917 г.) об этом здании читатель не найдет ни слова.


Вместе с Мариинским дворцом, Дворцовым и Царским (Мариинским) парком во времена трех последних Романовых «Удельный округ» являл собой целостный дворцово-парковый ансамбль. Контуры его начали вырисовываться только с 70-х годов XIX столетия. Кстати, Романовы довольно часто приезжали в Киев. Не забудем, что в городе были сильны монархические традиции и для всех православных империи именно Киев с его Лаврой и Софией, а не Санкт-Петербург или Москва, был настоящей столицей. Так, в рескрипте Александра II (1856 г.) к митрополиту Киевскому и Галицкому слова «Киев — Иерусалим земли Русской» отнюдь не были авансом, а скорее — констатацией факта.


Возвратимся к Мариинскому дворцу. Он был возведен по проекту итальянского архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1745—1752 гг. по приказу императрицы Елизаветы Петровны. Работами руководил архитектор Иван Мичурин. За образец (желание царицы — закон) был взят дворец в подмосковной деревне Перово работы того же Растрелли. Главный фасад в длину составляет 65,3 м, а парковый — 119,1 м. Общая высота дворца — 16 метров. Напротив главного фасада Мариинского дворца — Мариинский парк (английский сад), заложенный в 1874 г. по проекту садовника А.Недзельского.


Дворцовый комплекс — строгая симметричная композиция. Главный двухэтажный корпус и одноэтажные боковые флигеля образуют широкий двор. Архитектура дворца решена в стиле барокко: четкая планировка, выразительная компоновка объемов, богатая пластика фасадов, проявившаяся в пышных формах коринфского ордера, рустовке стен, раскреповке карнизов, ажурном парапете и лепке наличников окон. В покраске дворца использованы типичные для русского барокко цвета: бирюзовый для стен, светло-желтый для колонн и карнизов, белый для лепки и балюстрад. Все это придает сооружению праздничный и торжественный вид.


В 1787 году в Киев приезжала Екатерина II, а уже спустя несколько лет дворец стал выполнять совершенно другие функции. Здесь давались представления, разместилось «присутствие», а уже в начале XIX века находилась резиденция киевских генерал-губернаторов. В 1819 году большой пожар практически разрушил Царский дворец. Только в 1834 году его отстроило Общество минеральных вод, обустроившее здесь курзал и помещения для изготовления искусственных минеральных вод; во флигелях открылись комнаты для приезжих.


В 1870 году дворец вновь становится царской резиденцией по случаю визита Александра II. Этому событию предшествовал первый за многие годы приезд царя в Киев в 1868 году. Он был в отчаянии от состояния Царского дворца. Восстановление возглавил архитектор Карл Маевский; работы осуществлялись с участием известного архитектора Александра Шилле. К.Маевский решил интерьеры в духе неоренессанса времен правления короля Франции Людовика XVI. Цокольные помещения предназначались для царской свиты; в центре второго этажа — большой танцевальный зал, по обе стороны — салоны и царские покои. Дворец сменил и название. Отныне в честь жены царя Марии Александровны (бывшей гессен-дармштадтской принцессы, до принятия православия — Максимилианы Вильгельмины Августы Софии Марии) его назвали Мариинским. Если скажем, что об этом факте не знают 99% украинцев, то не ошибемся.


И это тоже наша, украинская история, но в имперском ее варианте. Любопытно, что именно в те годы царь-«реформатор» утверждал Валуевский циркуляр (1863 г.) и Эмский указ (1876 г.), затягивая удавку для украинского языка.


В период между двумя русскими революциями в 1917 году роскошный дворец стал оплотом большевиков, обладавших, пожалуй, неплохим вкусом: в апреле–октябре здесь действовали Киевский комитет РСДРП (б), Киевский совет рабочих депутатов, революционный комитет и размещалась редакция газеты «Голос социал-демократа». В декабре 1917 года, когда в Киеве фактически сохранялось трехвластие (Украинская Центральная Рада, верные Временному правительству органы власти и большевистский Совет), именно расположенный на Печерске, совсем рядом с дворцом, завод «Арсенал» стал оплотом советов. Поэтому в Мариинском дворце состоялся областной (краевой) съезд
РСДРП (б). Во время Гражданской войны в 1919 году дворец стал штабом Богунской бригады дивизии Николая Щорса.


При советской власти во дворце хозяйничали штаб округа в 1920 году, Землеустроительный техникум (1923—1925 гг.), сельскохозяйственный музей; с 19 апреля 1941 года здесь был открыт музей Тараса Шевченко. Во время Второй мировой войны Мариинский дворец был серьезно поврежден. Реставрацию проводили в 1945—1949 гг. по проекту архитектора П.Алешина. Дворец потом использовался в качестве пристанища для всяческих организаций, среди них — Украинский республиканский комитет защиты мира. С 1992 года Мариинский дворец стал местом официальных приемов Президента Украины.


Здание на Банковой, 11 является значительной композиционной доминантой. Сооружено оно архитектором Сергеем Григорьевым в 1936—1940 гг. путем реконструкции двух трехэтажных зданий второй половины XIX века (архитектор Александр Шилле). В них размещалось военное ведомство штаба и интендантства Киевского военного округа. С 1923-го по 1941 год здесь размещался штаб Киевского особого военного округа (КОВО). В разные годы в Киеве работали маршалы Александр Егоров, Василий Блюхер, командарм 1-го ранга Иона Якир (все репрессированы в 1937—1938 гг.), генерал-полковник Михаил Кирпонос (погиб во время выхода из Киевского котла в сентябре 1941 года). Во время нацистской оккупации Киева два года в этом здании размещался Киевский генералкомиссариат. После войны и до 1991 года в здании по улице Орджоникидзе (снова Банковая с 1992 г.) — ЦК КПУ. Здесь работали первые секретари ЦК КПУ Никита Хрущев, Лазарь Каганович, Леонид Мельников, Николай Подгорный, Петр Шелест, Владимир Щербицкий, Владимир Ивашко. С 1992 года и до сегодняшнего дня здание на Банковой, 11 — резиденция Президента Украины. Именно поэтому можно утверждать, что в этом здании принималось намного больше решений, сыгравших в судьбах украинского народа громадную, пусть и, как минимум, неоднозначную роль.


На время реконструкции Мариинского дворца, по словам руководителя Государственного управления делами Игоря Тарасюка, резиденцией Президента временно станет Дом с химерами (архитектор Владислав Городецкий) на улице Банковой, 10. «Официально Президент будет принимать после закрытия Мариинского дворца в Доме Городецкого», — подчеркнул Тарасюк.


И.Тарасюк сказал, что нынешнему секретариату (где размещен кабинет Президента) и самому президентскому кабинету не хватает украинского духа. «Тут на втором этаже сидел Каганович. Что изменилось с тех пор?» — вопрошал Тарасюк. И заметил, что одна из задач его управления, чтобы украинский дух витал в этих зданиях. От себя добавим — сделать это будет очень трудно. История мешает.