Тяжелым вход воспрещен

Лифтом, что находится в 5-этажке на ул. Прорезной, 11-б могут воспользоваться далеко не все жильцы дома. Ведь ширина лифта около 60 см, а дверцы шахты еще уже – около 40 см! Так что катаются в кабинке только худышки, прошедшие “объем-контроль”. Остальные вынуждены подыматься пешком. Но, как шутят жильцы, это дает свои результаты: чем больше ходишь – тем быстрее худеешь. О том, кто придумал это чудо техники, слагают легенды.

– До 50-х годов ХХ века лифта в доме вообще не было, его уже потом “пристроили” к лестничной клетке. Говорят, лифт построил один генерал для своей больной жены. По другой версии, военный заказал кабинку для себя. Он страдал подозрительностью к окружающим и считал, что в узеньком лифте ему никто не сможет причинить вреда. А маленький размер кабинки объяснял тем, что так будет легче уцелеть, если тросы подъемника оборвутся.

Жители очень гордятся миниатюрным лифтом:

– Мы привыкли к нашей “дюймовочке”. Люди приходят посмотреть на наш чудо-лифт, как на экскурсию. Хоть он и старый, но менять его не хотим. Ведь большим по объему его все равно не сделают – размер шахты не позволит.

 

“М” и “Ж”, но не туалет

Еще один, не менее интересный лифт, находится на Паньковской, 8. Точнее – два – “мужской” и “женский”. Они располагаются в левом и правом крыле дома. “Мужской” поднимается до седьмого этажа, “женский” – до шестого. Сквозь стеклянные стенки лифта видны расписанные шахты. Жильцы дома относятся к этим лифтам очень трепетно, появление “чужих лиц” во дворе считают вмешательством в личную жизнь, а к кабинке вообще не подпускают. Так что полюбоваться воочию, а уж тем более сфотографировать его нам не разрешили. Но рассказать согласились.

Итак, благодаря кисточке художника Михаила Химыча мужская часть населения дома поднимается, будто из недр земли, и проезжает небольшое озерцо с рыбками. Затем – попадает в затопленную Атлантиду, и мимо картин с множеством библейских персонажей добирается до последнего этажа. Женщины в своем лифте могут любоваться Мадонной с ангелами, сказочным единорогом и другими мифическими существами.

 

Нет лифта? Пристроим снаружи!

Есть в Киеве на ул. Красноармейской, 16 и “адаптационные” лифты – это когда в доме по проекту подъемник не полагается, но по заказу его могут приспособить к дому с внешней стороны. В подъезде для него попросту нет места. По словам архитектора Сергея Бабушкина, делается такое в основном в старых пятиэтажках. Ведь, согласно государственным строительным нормам для жилых домов, лифт полагается высотке в шесть и больше этажей.


 

Вся жизнь – в кабинке

Раньше, когда лифты были только в домах элитных, обязательным человеком в доме был лифтер – тот, кто открывал и закрывал дверь кабинки и нажимал на кнопочки по велению пассажиров. Со временем, когда практически все лифты обзавелись автоматическими дверями, эта должность утратила свою актуальность. Но в некоторых учреждениях без лифтеров никуда.

По словам начальника лифтовой службы Александра Середы, в больнице скорой помощи на Братиславской, 3 работают три лифта: грузо-пассажирский для посетителей и перевозки мебели, пищевой – для развозки еды для больных, и, собственно, больничный лифт – для пациентов. От исправности последнего зависят жизни больных: на нем пациентов везут в операционную или в палату уже после операции. На этом подъемнике круглосуточно работают лифтеры. Их задача – делать технический осмотр и направлять лифт на тот этаж, где его ждут. В углу “рабочего кабинета” сиротливо стоит стул, присаживаются на него редко, да и то на две-три минутки – приходится быть постоянно на ногах.

– Смена длится 24 часа. За это время мы проверяем лифт на исправность несколько раз, остальное время “катаемся” по этажам. Особенно трудно, когда больница дежурит по городу – очень много пострадавших в ДТП. Их возят с этажа на этаж – в операционную, потом в реанимацию, на перевязки. Сложно как психологически, так и физически. Ведь я еще и помогаю сопровождающим, когда тележка застрянет или выехать не получается, – рассказывает лифтерша Любовь Луценко. – Раньше я работала на такой же должности, но в районной больнице. Там было проще – намного меньше клиентов. А здесь лифт просто не успевает выполнить все заказы. Бывает, у меня 5-7 кнопок из 12 мигают.

Еще лифтеры в больницах должны следить за чистотой “салона”. Часто тяжелые пациенты оставляют после себя кровавые следы, их сразу же нужно вытирать. У лифтерш пищевого лифта работы поменьше, их подъемник активно работает трижды в день, когда развозят завтраки, обеды и ужины. Да и смена длится всего 12 часов.

У лифтеров харьковского дома Государственной промышленности (“Госпром”) работа не такая “пыльная”. 11-этажное здание на 1200 комнат построили в 1928 году – это был первый небоскреб в Советском Союзе. Во всей этой махине работают девять лифтов – шесть подъемников используются с 1928 года, остальные три – с 1956 года.

– Человек заходит, говорит, какой этаж ему нужен, я нажимаю и “везу”, куда скажет. Постоянные посетители нас знают, здороваются, – рассказывает лифтер Светлана Полякова. – А вот тот, кто впервые заходит в “Госпром”, на лифтах боится ездить – уж очень они старые. Так что мы еще и психологи в какой-то степени, настраиваем человека на подъем, объясняем, что ничего страшного не случится. Я ведь уже четвертый год работаю, и ни разу лифт не падал.

Но поддерживать в рабочем состоянии эти лифты очень сложно – механизмы старые, а необходимые детали давно не выпускают… Так что вскоре “антиквариат” заменят, а вслед за ним лифтеры уйдут и отсюда…


 

Лифт для беременной рыбы

  • В США на реке Коннектикут функционирует “рыбный” лифт. Кабину размером 2,8х2.1х1,21 метра использует для того, чтобы во время нереста поднять рыбу алозу на высоту около 100 метров вверх по дамбе – чтобы в верхнем течении реки она могла метать икру. В противном случае дамба становилась бы непреодолимым препятствием для рыбы – она не могла бы продолжить размножение в привычных местах.

  • В Осаке, на наружной стене одного из зданий высотой 86 метров, в ближайшем будущем появится развлекательный лифт, предлагающий всем желающим испытать свободное падение. Он поднимает шесть человек на высоту 74 метров над уровнем земли, дает им полюбоваться открывающейся панорамой города, после чего падает на 60 метров. В конце путешествия аппарат мягко тормозится. Максимальная скорость, которую развивает лифт в свободном падении, – 22 метра в секунду или 79,2 км в час. Официальная презентация “развлекаловки” состоится уже в декабре.

  • В Берлине внутри отеля Radisson находится аквадом – огромная цилиндрическая конструкция диаметром 11,5 метра, возвышающаяся на 14 метров. Внутри расположился прозрачный лифт из синтетического стекла. Из него можно наблюдать за разноцветными рыбами. Придумал всю эту красоту Сергей Чобан – один из самых успешных постсоветских архитекторов, востребованных на Западе.

  • Уже шесть лет в Германии ездит “пешеходный лифт”. Предназначен он для транспортировки людей через оживленную четырехполосную трассу, где раньше располагался обычный наземный пешеходный переход. “Человековоз” состоит из двух башен и рельсового моста между ними, по которому горизонтально перемещается кабина с пассажирами.

  • Первый в мире велосипедный лифт ездит в Норвегии. Он помогает велосипедистам подняться в гору по дороге к форту Кристиансена. Длина его пути – 130 метров, а скорость – 2 м/с.


 

“Подъемники должны иметь проводников!”

Устройство лифтов (или, как их первоначально называли, “подъемных машин”) в привычном для нас понимании происходит в Киеве с конца XIX века. Едва ли не первый домашний лифт появился у нас в 1891 году в особняке на нынешней улице М. Грушевского, 32 (теперь посольство Китая). Поначалу этот дом был предназначен для командующего Киевским военным округом. Должность командующего занимал тогда славный боевой генерал Михаил Драгомиров. Во время русско-турецкой войны он был тяжело ранен в колено на Шипке. Поэтому, чтобы не затруднять генерала хождением по лестнице, двухэтажный особняк снабдили подъемной машиной.

На исходе позапрошлого столетия лифтами были обеспечены самые “продвинутые” гостиницы и магазины. А в начале ХХ век дома в пять и выше этажей, прежде почти невиданные в Киеве, стали расти, как грибы. Соответственно, подъемные машины прочно вошли в обиход. Появились несколько специализированных фирм, выполнявших их проектирование и монтаж. В 1913 году городские власти приняли специальное постановление “Об устройстве, освидетельствовании и эксплуатации подъемных машин”. В них были определены меры безопасности, без соблюдения которых пользоваться лифтами запрещалось. Так, скорость подъема не могла превышать 1,5 м/с. Как правило, перевозку пассажиров осуществлял лифтер (его называли “проводником”). Без лифтера можно было осуществлять связь только между двумя этажами, да и то не во всех домах. “Подъемники в общественных зданиях, – гласило постановление, – как-то: гостиницах, театрах, учебных заведениях, банях и др., должны иметь проводников, поднимающихся вместе с пассажирами”. В проводники допускали лиц не моложе 18 лет, прошедших соответствующий инструктаж, за что они расписывались в специальной книге.