1. Софиевская площадь. Памятник гетьману Богдану Хмельнцкому. Один из двух памятников которым болем 100 лет (второй князю Владимиру).Петербург славен своими гранитными львами. Они там везде. Зевают, спят, ловят мух и просто смотрят на прохожих своими каменными глазами сидя или лёжа у парадных подъездов. Последние годы слава Питера не дает покоя и матери городов русских. Но Киев становится славным не львами, а лошадьми, точнее конскими статуями – число их за последние годы начало резко увеличиваться. Пока их не очень много сделаем небольшую экскурсию, посетив каждую лошадку вместе с её хозяином. Двигаться будем строго хронологично их появлению, дабы пронаблюдать, как развивается в Киеве скульптурное мастерство. И хоть есть гуцульская поговорка «Се вам не коників з гуна ліпити!», но ещё во времена древней Греции и Ренесанса лошадиная фигура из бронзы или гранита считалась вершиной скульптурного мастерства. Но вернемся из Средних веков в Киев современный.

1. Софиевская площадь. Памятник гетьману Богдану Хмельнцкому. Один из двух памятников которым болем 100 лет (второй такой князю Владимиру, но он без лошади поэтому нам не интересен).

Установлен был к годовщине объединения Украины с Россией в 1888 году. Не надо меня поправлять что объединение было в 1654 и мол дата не круглая. Так уж получилось что Богдан со своей лошадкой несколько лет провел в полицейском участке (нет, он не провинился, просто чтобы не сперли) только потому что денег на постамент не хватило – памятник делали на деньги киевлян и когда собирали то как-то не посчитали что и на постамент нужно. Подфортило горожанам только в 1888 году – как раз достраивали цепной мост и из гранитных отходов сообразили небольшой постаментик куда наконец водрузили Богдана. С этого водружения и начались киевские конские каламбуры, связанные с памятниками.
В день открытия памятника на площади собралась большая толпа горожан. Говорились речи, всё как положено. Потом сдернули покрывало. На несколько секунд воцарила тишина, в которой все услышали стон падающего в обморок известного историка Яворницкого. «Гетьманы на кобылах не ездили…» – это были первые слова услышанные медным Богданом. Откуда было знать об этом питерскому скульптору Микешину? Памятник пришлось снова зачехлять и доделывать. Но Богдан оказался злопамятным и сейчас с гневом на лице он грозит булавой не райотделу милиции как может показаться некоторым, а в сторону Москвы.

2. Бульвар Шевченка.



И мы видим вторую конную статую. Нет, не Шевченка. Здесь на нас с лошадки смотрит украинский чапай – Николай Щорс. Вообще-то тут раньше стоял купец и сахарозаводчик (вот досада – фамилию запамятовал), которого советская власть пустила в расход, тобишь на переплавку. Постамент долго пустовал. Пока в 30-х годах Сталин резонно не возмутился «А пачему это у русских есть герой гражданской войны Чапаев, а у украинцев нет?!». Слово вождя – закон, и вскоре мир увидел настоящий шедевр кинематографа фильм Довженко «Щорс», вслед за которым все кинулись составлять легенды о храбром красном воине. Но тут война… К Щорсу вернулись только в 50-х. Снова в торжественной обстановке в 1954 году была открыта вторая конская статуя скульптора Михаила Лысенка.
И здесь не обошлось без каламбура. Как потом оказалось, на лошади восседал не настоящий Щорс. Там была только его голова, а всё что ниже (не считая коня) – первый президент Украины Леонид Кравчук. Именно с молодого студента-экономиста Лёни известный скульптор Лысенко лепил красного командира.

3. Перемещаемся на Контрактовую площади и оказываемся перед новой статуей. Нет, это не Дед Мороз, это ещё один гетьман, Сагайдачный. Первый конный памятник созданый в уже независимой Украине, в мае 2001. Поэтому и постамент гораздо скромнее и так скромного у Хмельницкого.
Искусствоведы и историки уже полтора десятилетия спорят о том, что же держит в руке гетьман. Самые смелые утверждают, что это булава (а что тогда мы видели у Хмельницкого? Да и не на Москву она показывает, как положено, а на юг). Злые языки язвят, что это редька, вырощеная на Хортыце. Но на самом деле в руке Петра Кунашевича-Сагайдачного большая маковая головка. Скульптор запечатлел исторические момент когда Петр появился на взмыленном коне посреди Запорожской Сечи с криком «Смотри братва, какая ботва растет в Крыму!». Именно после этого запорожцы взяли Крым и даже сделали пару челночных рейсов до Стамбула. А посему всякие утверждения о том что Крым исконно русская земля потому что полита рясно кровью расиян является исторически несостоятельной.

4. Садимся на метро и движемся в самый центр Киева, туда где Крещатик впадает в Майдан Независимости. Историкам и искуствоведам ещё предстоит ответить на вопрос «Чьё воспаленное воображение создало ВСЁ ЭТО» (широким жестом обводится весь майдан, от памятника Internet Explorer-у до консерватории. Указательный палец останавливается на бронзовой фигуре кобылки, выглядывающей из кустов под стенами храма музыки). Но даже тот кто проэктировал ВСЁ ЭТО, не планировал здесь эту лошадь. В проэктах Майдана её небыло. Зато был скульптор Зноба. Собутыльник нашего предыдущего президента. Именно в очередном пьяном угаре Кучма подмахнул распоряжение разместить на Майдане кроме ВСЕГО ЭТОГО (повторяем жест) ещё и эту лошадь (перст снова в сторону консерватории). Рядом с ней сидит козак Мамай, герой украинских легенд. (хм… это уже система: гьман-легенда-гетьман-легенда-…). Прославился он тем что в декабре 2001 студенты КПИшники сперли у него бронзовую флягу.

5. Возвращаемся на Софиевскую площадь, на улочку Рейтарскую. И видим очередной шедевр под названием «защитникам границ отчизны всех поколений». Естественно название такое никто запомнить не может, поэтому в народе памятник называют скромно «Козак на пони». Меня часто спрашивают: «А почему казак парит над лошадкой». Я всегда отвечаю «А вы попробуйте охранять границу сидя на лошади без седла». Злые языки язвят, мол это не лошадь, а помесь лошади с пограничной собакой. Но они просто не видели слудующий наш объект посещения…

6. Пройдя по Рейтарской и пересеча Львовскую площадь выходим на смотровую площадку откуда перед нами расстилается вид на Подол. Рядом с нами Подолом любуется шестая конная статуя производства 2004 года. Если верить надписи то это князь киевский Святослав. (хотя у большинства людей впервые увидевших его вырываются совсем другие названия, часто нецензурные). Слева ещё одна надпись, гласящая что это дар городу от авторов. А ведь на Богдана Хмельницкого горожане сами скидывались… Рассказывать о скульптуре этой мне трудно, её надо просто видеть. Искуствоведы и историки могли бы поспорить почему этот мутант топчет питерского льва, но они обычно, как и я, лишаются дара речи при виде «Святослава». Злые же языки называют этот памятник «Бройлером» либо «памятником культуристу». Но сказать где там культурист, сверху или снизу я затрудняюсь…


В Киеве пока только шесть конных статуй. Но скульпторы похоже вошли во вкус, поэтому следует ожидать что в следующем году наш тур «Киев лошадиный» будет длиннее. А мы ещё раз просмотрим на фотографиях все 6 фигур, чтобы оценить куда катится движется современное искуство скульптуры…