Прогулка по Киеву


 


Выходим из метро, переходим на противоположную сторону по переходу и по этой же улице поворачиваем направо (если спиной к метро стоять). Улица эта, кстати, называется сейчас бульвар Шевченко, а еще раньше называлась – Бибиковский бульвар, в честь градоначальника Бибикова, который прославился только тем, что дал имя этому бульвару.


Так вот, идем по б-ру Шевченко вдоль здания педагогического университета, в котором я училась, и в котором еще раньше был Институт благородных девиц, идем и упираемся прямо во Владимирский собор.



Собор этот считается одним из главных храмов Киева, расположен на горе и в свое время был виден почти из всех точек города. Построен он в 19 веке и расписывали его всего навсего Васнецов, Врубель, Нестеров и еще несколько не столь известных художников. Обязательно зайдите внутрь. Обратите внимание на главную фреску прямо перед вами. Это Богоматерь с младенцем. Роспись сделана так, что при неярком освещении голова Мадонны и младенца подсвечены золотым сиянием – сказочная картина. Обычно я ставлю свечи перед другой иконой Божьей матери, она правее на стене храма примерно посередине (была). Она известна тем, что при определенном угле зрения видна слеза, которая стекает из уголка глаза. И еще икона всех святых (ее несколько раз перевешивали), про нее говорят, что она обладает большой силой.


Выходим из собора и, пройдя еще немного в том же направлении, сворачиваем в первый же поворот налево. Эта коротенькая старая улочка приводит нас к брусчатой ул. Богдана Хмельницкого (бывшей ул. Ленина, бывшей ул. Фундуклеевской). Собственно, эта улочка соединяет б-р Шевченко и ул. Б.Хмельницкого. Опять же переходим через брусчатку и поворачиваем опять направо (к центру города).


И опять мы повторяем маршрут извозчиков: с Вокзала на Крещатик, но на сам Крещатик мы сразу не пойдем. Улица просто красива своими зданиями. Совсем скоро, мин. через 5-7, появляется Киевский оперный театр с левой стороны.
Про этот театр тоже существует легенда. Одновременно царю были представлены два проекта императорских театров – Одесский и Киевский. Царь их посмотрел и поставил свою резолюцию, но вот проекты перепутал. На одесском появилась надпись “Сему стоять в Киеве”, а на киевском – “Сему стоять в Одессе”. С царями, как известно, спорить себе дороже. Именно поэтому Одесский оперный театр красивее Киевского.


Мы обходим Оперный по периметру и налево поворачиваем на ул. Владимирскую. Ту самую Владимирскую, по которой мчался герой “Белой гвардии” М. Булгакова домой. Мимо Александровской гимназии с лестницей и портретом императора, которого (портрета) на самом деле не было. Улица Владимирская, по которой мы сейчас идем, интересна опять-таки своими зданиями 18-19 вв. Красивыми особняками и доходными домами. Внимательно смотрим по сторонам. Совсем скоро по той же стороне, по которой идем, вы увидете памятник истории то ли 10, то ли 12 вв. Золотые ворота – здесь был въезд в город. За небольшие деньги можно попасть внутрь, посмотреть. А за Золотыми воротами со стороны касс, если хорошо осмотреть скверик, можно найти памятник замечательному коту, которого так и хочется погладить.


Дальше движемся в том же направлении и по той же Владимирской улице. Через несколько домов на противоположной стороне улицы можно увидеть огромное мрачное здание – это Наш Большой дом. Еще через несколько домов оказываемся на старейшей Софийской площади с известнейшим Софийским собором, колокольней и визиткой Киева – памятником Богдану Хмельницкому.


У стен Софийской колокольни могила патриарху Владимиру – первой жертвы распада и политизации церкви в 90-х гг. Его запретили хоронить на территории Софийского собора и похоронили у его стен. ОМОН на похоронах начал избивать людей, плюс еще подрались представители разных конфессий, в общем, были человеческие жертвы.
Сам Софийский собор вы осмотреть скорее всего не успеете – лучше посмотреть на Софийскую колокольню и сразу двигаться дальше. А пока вы будете терять шапки, подымая голову вверх, я расскажу, что собор этот был построен при Ярославе Мудром и известен, во-первых, тем, что на стенах церковного собора – светские зарисовки-фрески из жизни семьи великого князя, во-вторых, на главной фреске Богоматерь изображена с поднятыми в специальном жесте руками. Это называется Богоматерь Оранта и представляет собой древнейший сплав православия и язычества. Языческая богиня плодородия (защитница-Оранта) изображалась с поднятыми руками, и эта поза перешла на ранние изображения Богоматери христианства. Ну, а в-третьих, именно на стенах Софии Киевской были обнаружены так называемые Граффити – надписи, сделанные простым людом во время постройки храма и светские записи из жизни семьи Ярослава Мудрого. Именно записи простых рабочих показывают уровень грамотности простого люда Киевской Руси. Редчайший случай – почти все женщины также умели читать и писать.


Становимся спиной к Софийской колокольне и видим перед собой недавно отстроенный Михайловский собор. Вот к нему и лежит наша дорожка. А пройдем мы еще (за памятником Богдану Хмельницкому) мимо памятника первокрестительнице Киевской Руси, княгине Ольге.



Он тоже восстановлен сравнительно недавно. И опять киевские легенды (почти Легенды Невского проспекта) говорят, что когда решили восстановить памятник, не смогли найти точное место, где он стоял по архивным фото. Но в какой-то момент экскаватор во время дорожных работ выкопал голову Княгини Ольги и именно на этом месте памятник был отстроен заново из Каррарского мрамора. Интересно, что фигуры Ольги и первоапостольников разные по величине. Фигуры Петра и других занимают как бы подчиненное положение не только по высоте расположения, но и по росту. Их фигуры меньше, чем фигура самой княгини.
Ну вот, можно зайти на территорию Михайловского собора, посмотреть рядом со входом памятник Голодомору на Украине в 32-33 гг. XX-го в.
Михайловский собор еще называют Златоверхим. Его золотые главки ярко блестят на солнце.


От собора нужно выйти на ул. Десятинную. Объяснить, как на нее выйти, сложновато, но я попытаюсь. Если стать лицом к Михайловскому и спиной к Софийскому, то нужно обогнуть Михайловский с левой стороны и, подойдя почти вплотную к огромному коммунистическому зданию (бывшему горкому партии), возле него повернуть налево на эту самую улицу Десятинную. У вас может возникнуть соблазн проехаться в этом же месте на фуникулере, но не торопитесь – мы потом подымемся на этом фуникулере почти в конце пути.


Итак, по ул. Десятинной мы продолжаем свой путь и вдруг за поворотом перед нами появляется прекрасное творение Растрелли, парящая в небе Андреевская церковь.
По очередной легенде, церковь эту построили на месте древнего языческого Капища, где приносили жертвы всем языческим богам местные жители. Деревянных идолов, как известно, сбросили в Днепр, а на этом месте решили построить православный храм. Но языческие боги прогневались на людей и наказали их – Андреевская церковь строилась очень долго, она постоянно подвергалась непонятным разрушениям (небольшим, но досадным) и еще – в ней никогда не проводились богослужения. Долгое время она уже в наше время была закрыта на реставрацию, но сейчас, по-моему, внутрь попасть можно.
Андреевская церковь известна еще и тем, что на ее лестнице снималась финальная сцена фильма “За двумя зайцами”, который сделал известным Олега Борисова. У подножия церкви есть даже памятник главным героям фильма: Проне Прокоповне и Голохвастову.


Слева на высоком каменном фундаменте Музей истории и фундамент древнейшей церкви на Руси – Десятинной (улица названа в ее честь). Там же – остатки крепостного вала Киева с надписью: “Отсюда есть пошла Роусськая земля”. Если будет время – можно забраться посмотреть, если времени в обрез, лучше сразу мимо Андреевской церкви спуститься по Андреевскому спуску. Тому самому Андреевскому (Алексеевскому в романе) спуску, на котором поселил Булгаков героев “Белой гвардии”, там, где жила его семья, где сейчас квартира-музей Булгакова. Андреевский спуск имеет для Города Киева сакральный смысл. Его изогнутая форма напоминает латинскую S – солярный знак, соединяющий небо (центр) и землю (Подол) Города Киева. Самое любимое и популярное место у горожан. (Как Арбат в Москве).


Спускаемся по крутому Андреевскому спуску. Еще совсем недавно – в начале 20-го в. – зимой по нему устраивали катания на огромных санях. По 8 человек садились в сани и неслись по крутым изгибам. Высший пилотаж – доехать до самого Подола. Но, как правило, сани сваливались раньше. Хохот, шутки, смех. Наши предки умели развлекаться и без телевизора.
За очередным поворотом открывается вид на готическое здание – Замок Ричарда. Это здание сопровождала дурная слава. Считалось, что в нем с самой постройки жили призраки. Завывания по ночам мог услышать любой человек, которого угораздило пройти мимо. На самом деле ларчик открывался просто – владелец недоплатил строителям, и те решили наказать скрягу. Они особым образом проложили в стенах каналы, и в результате все здание превратилось в огромный орган, реагирующий на малейшее дуновение ветерка. Насколько я знаю, сейчас сей эффект исправлен и в здании Замка Ричарда строится 5-ти звездочный отель.


Далее по той же стороне натыкаемся на небольшое, не особенно приметное двухэтажное здание желтого цвета за номером 13 – квартира-музей Булгакова. Прямо напротив, на противоположной стороне, ничем не примечательный холм – та самая Лысая гора, на которой устраивают шабаши ведьмы в лунную ночь. Говорю со знанием дела, потому как, по признанию самого Булгакова, все женщины в Киеве – ведьмы. Ну, а я все-таки из Киева. Посещение музея Булгакова займет где-то полтора часа, но вы не пожалеете – рассказывать ничего не буду, чтоб не испортить впечатления. Если не будете успевать, не расстраивайтесь – Киев притягивает и обязательно приведет вас к себе еще раз в другое время.


Вот мы дошли до самого подножия Андреевского спуска и оказались на Подоле – древнейшем торговом месте Киева. Порт, торговые ряды, Гостиный двор, здание контрактов, где в свое время Шаляпин подрабатывал пением. Все это мы увидим, если повернем налево в самом низу Андреевского спуска. Там же расположен небольшой фонтанчик, где когда-то была вода. Ротонда небольшая и красивая, но вот скульптурная группа совершенно ужасна, некая пародия на Самсона, разрывающего пасть льву. У нас его называют – Самсон Изевич, разрывающий пасть Льву Абрамычу. Одноэтажный Гостиный двор должен был быть по проекту двухэтажным, но на второй этаж денег не хватило.


Побродив по Контрактовой площади, находим трамвайное кольцо. На трамвае можно проехать прямо до речного порта (три или четыре остановки, надо спросить) и подняться вверх на местной достопримечательности – Фуникулере.


Остановка Речной порт интересна еще и тем, что там стоит первая почтовая станция в Киеве. Что-то вроде нулевого километра.
Итак, поднимаемся на фуникулере и оказываемся опять возле Михайловского Златоверхого собора. Но мы к нему не идем, а сразу от станции фуникулера поворачиваем опять налево и попадаем на террасы Владимирской горки – любимого места отдыха киевлян.
Возможно, вы наткнетесь на памятник Владимиру Крестителю, Владимиру с крестом. Известнейший киевский памятник. Но можете и пройти мимо, если пойдете по верхней террасе.
Удерживая заданное направление, рано или поздно мы выйдем из парка в верхней части Трехсвятительской улицы. По ней мы поворачиваем налево и спускаемся на Интернациональную площадь – к самому началу Крещатика. Если внимательно смотреть, справа по Трехсвятительской улице вы пройдете здание красивого костела с круглым куполом. В советские времена здесь был Планетарий.


Ну что ж… вот мы и дошли до Крещатика. Он был почти полностью разрушен бомбежками в Великую Отечественную войну и от Крещатика начала 20-го в. осталось буквально три-четыре дома. Он был отстроен после войны и мало менялся все эти годы. Самое большое изменение уже при мне – на майдане Незалежности (площади Независимости) был красивейший фонтан. Его снесли и устроили под всей площадью подземный супер-пупер маркет, больше похожий на московский Охотный ряд.


Думаю, Крещатик вы посмотрите сами. Все путешествие занимает что-то около 4-х часов. Вы будете уставшие и голодные – прогуляйтесь по этому супер-пупер подземному маркету – там есть не очень дорогие забегаловки. Этакий пищевой блок. Найдете – не ошибетесь. Весьма рекомендую печеную картошку (печена картопля) с селедкой, сыром и чем захотите. Гуляйте по Крещатику, грузитесь в метро и едьте до ст. метро Вокзальная на поезд.


Что можно посмотреть еще, если вдруг будет время.


Ст. метро Арсенальная. Спрашиваем троллейбус 20 до Киево-Печерской Лавры. Смотрим. На осмотр не меньше 1,5 часов.


Та же станция Арсенальная. Поворачиваем направо и идем вниз до Мариинского дворца – резиденции Президента и просто очень красивого здания в стиле украинского барокко.
Идем дальше по этой же улице, гуляем в Печерском парке и приходим к Арке Дружбы народов. Очень красивый вид на Левый берег.


Ст. метро Крещатик, подымаемся в сторону выход на ул. Институтскую, спрашиваем, как пройти к Дому с Химерами. Известнейшее жилище архитектора Городецкого. Первый в России опыт бетонного украшательства. И просто очень красивое здание напротив адиминистрации Президента.


Ст. метро Республиканский стадион. Спрашиваем, в какую сторону пройти к костелу и через 10 мин. мы у первого железобетонного здания Российской империи. Известнейший и красивейший орган. Дом органной музыки. Службы, насколько я знаю, не служатся.


Ну, больше вы уж точно не успеете. Все остальное посмотрите уже в следующий приезд. Город очень старый, очень красивый, он просто пропитан древней энергией. Этого не почувствуешь на Крещатике. Но, пройдя по моему маршруту – вполне. Чего я искренне вам желаю!