Наверное, не все киевляне знают о существовании заповедника “Древний Киев”, хотя бывают на его территории ежедневно: в него входит Подол и соседствующая с ним часть Верхнего города, Набережное шоссе до памятника Магдебургскому праву, Владимирская горка, Михайловская площадь, Софиевский собор. Всего в заповедник входит 113 памятников истории и культуры государственного и местного значения и около 150 недавно выявленных памятников, он включен в перечень объектов национального значения. Но нынче даже такой высокий статус не защищает от строительного вандализма: КГГА не очень-то заботится об охране культурного наследия.


Подол, да не тот


Идея организовать заповедную зону возникла еще в 1967 году. К концу 80-х был готов детальный проект, над которым работали академик Борис Патон, архитекторы Авраам Милецкий и Николай Холостенко, археологи Петр Толочко и Михаил Брайчевский. Планировалось создать “город мастеров”, улицы застроить домами-мастерскими, где художники и народные умельцы занимались бы гончарным делом, ковкой, резьбой по дереву, писали картины. На улице Гончарной хотели соорудить деревянную мельницу и выпекать хлеб. 18 мая 1987 года Совет Министров УССР принял постановление о создании заповедника “Древний Киев”, но из задуманного удалось построить только Пейзажную аллею.


– За последние годы застройка Подола значительно изменилась, – говорит ведущий специалист заповедника, бывший сотрудник института “Укрпроектреставрация” Михаил Дегтярев. – Есть и хорошие моменты, к примеру, в годы моей молодости было очень мало кафе, мест для отдыха и развлечений. Сейчас с этим проблем нет. Кроме того, качественно отреставрированы и воссозданы церковь Богородицы-Пирогощи, Гостиный двор, Контрактовый дом, фонтан Самсона. Но вот нарушений законодательства непозволительно много. Многоэтажки контрастируют со стариной, притягивают к себе большое количество транспорта, к которому не приспособлены узкие улицы. Возле стен старинных зданий возникают стихийные автостоянки, что по инструкциям недопустимо, поскольку может привести к пожару. Бигбордами и рекламой закрывается вид на Подол. Не умеем мы жить в заповеднике, не понимаем, что нечто нормальное для новых массивов – недопустимо в заповедной черте.


Реконструкции – нет, реставрации – да!


Особенно много на конференции говорили об изменениях в ландшафте города. Склоны Днепра – исторический памятник, они увенчаны ансамблями барочных храмов, которые выглядят как естественное продолжение холмов. Даже в советские времена никому не приходило в голову строить здесь здания выше Лаврской колокольни. Сваи новых построек прошивают грунт, и деформация находящихся рядом исторических сооружений неизбежна.


– По нашим законам, если здание имеет статус памятника архитектуры или истории, то категорически запрещается его реконструкция, оно подлежит лишь реставрации, – рассказывает Михаил Дегтярев. – А мы видим, как инвесторы и архитекторы до неузнаваемости искажают старинные дома надстройками. Формально эти здания можно “вычеркивать” из государственного реестра. За годы “кучмизма” таким образом погибло гораздо больше памятников, чем за годы гражданской и отечественной войн.


Гражданский комитет защиты архитектуры Киева добивается, чтобы при мэрии была создана комиссия – из уважаемых граждан Киева, которая будет контролировать охрану старины и вопросы градостроительства. Как это было в дореволюционное время, когда работала Комиссия по красоте города, Императорское археологическое общество, и как сейчас заведено в европейских странах.


– Мы написали обращение мэру, пока не получили ответ, – говорит Михаил Дегтярев. – Если же ничего не получится, то будем выходить на европейские организации.