У общественности Киева и специалистов есть все основания считать строительство незаконным.


Начнем с того, что небольшой участок на центральной улице Киева, перегруженной транспортом и пешеходами, должен служить зоной отдыха. Торгово-офисный центр, напротив, привлечет к себе и транспорт, и людей. У населения отнимают публичное зеленое пространство.


Но главное, строительство ведется с нарушением всех градостроительных норм и правил. Новое здание возводят в 6 м от фасада 7-этажного дома — памятника архитектуры советского периода. А в соответствии с п. 3.13 ДБН 360-92 «Планування і забудова міських і сільських поселень» расстояние между продольными стенами зданий должно быть не меньше 20 м. Из окон владельцам квартир придется видеть глухую стену торгово-офисного центра длиной 50 м, т. е. они лишатся света и воздуха.


Кроме того, под угрозой будут находиться (и уже находятся) сооружения ст. метро «Театральная» и фундаменты расположенных рядом домов.


Против стройки подписались более трех тысяч человек. Но власти полностью игнорируют мнение и жителей дома, примыкающего к стройке, и всего микрорайона.


Кто виноват?


Что же позволяет застройщику — при всех очевидных нарушениях — выигрывать суды и продолжать строительство? Можно смело утверждать: безответственное отношение депутатского корпуса к выделению земли под строительство, непрофессиональное отношение к работе главного архитектора проекта Андрея Пашенько, попустительство чиновников КГГА, согласовавших проект — а это руководитель Главкиевархитектуры Василий Присяжнюк, руководитель Управления культуры, искусств и охраны культурного наследия Александр Быструшкин, начальник службы «Киевгосэкспертиза» Анатолий Карминский.


На основании подписей этих лиц Управление госархстройконтроля Киева 15 июня 2005 г. выдало разрешение № 1505-Шв/С на выполнение строительных работ. Наличие разрешительных документов позволило ООО «Альянс-Центр» выигрывать судебные процессы. После официальной покупки «Альянс-Центром» участка в декабре 2007 г. инспекция Госархстройконтроля Киева 3 марта 2008 г. перерегистрировала разрешение на ведение строительных работ (№ 0135-Шв).


Сегодня жителям дома, примыкающего к участку (ул. Пушкинская, 20), и общественности Киева остается «зацепиться» только за уникальное обстоятельство (возможно, единственное в практике нового строительства) — в 2006 г. под давлением общественности Александр Быструшкин отозвал свою подпись под согласованным проектом, чего «не заметила» инспекция Госархстройконтроля, но заметили жители дома. Под их нажимом в конце 2008 г. Госархстройинспекция Минрегиостроя была вынуждена потребовать подтверждения согласования проекта строительства от соответствующих учреждений. Управление охраны культурного наследия КГГА и Государственная служба по вопросам национального культурного наследия были письменно уведомлены, что проект строительства торгово-офисного здания над ст. метро «Театральная» ими согласован не был. На этом основании Госархстройинспекция 28 ноября 2008 г. выдала застройщику предписание прекратить строительные работы на объекте.


По настоянию общественности к процессу подключилась и прокуратура Киева. В ходе проверки она установила, что участок находится в зоне регулируемой застройки первой категории, определенной приказом Министерства культуры и туризма Украины от 13 декабря 2007 г. (№ 1669/0/16-07) как охранная зона Театра русской драмы им. Леси Украинки. Прокуратура выдала предписание Госархстройинспекции отменить выданное 3 марта 2008 г. разрешение на строительство. Предписание было выполнено, разрешение на строительство (№ 0135-Шв) было отменено 8 декабря 2008 г.


В связи с тем, что был вырыт котлован и уже устроены подвалы, для предотвращения протечек воды в помещения метро застройщик должен был привести в безопасное состояние уже построенные конструкции. На этом строительство должно было закончиться.


Казалось бы, справедливость восторжествовала. Однако после этого начались новые судебные тяжбы: ООО «Альянс-Центр» против Госархстройинспекции.


Можно удивляться, что вопрос, можно или нельзя что-либо строить в Киеве решают не киевляне и не специалисты, а работники судебных органов. Но это факт. Окружной административный суд Киева, в который обратился застройщик, полностью удовлетворил его иск против Госархстройинспекции. При этом прокуратура Киева не была привлечена к участию в рассмотрении иска, хотя судом фактически был решен вопрос правомерности ее предписания — постановление суда повлияло на ее права.


Постановление суда Госархстройинспекция опротестовала в Киевском апелляционном административном суде, дело находится на рассмотрении.


Можно ли остановить это строительство?


О том, что происходит на стройке и как собирается действовать общественность, чтобы остановить строительство торгово-офисного центра над ст. метро «Театральная», говорит представитель микрорайона, секретарь объединения совладельцев многоквартирного дома (ОСМД) «Пушкинская, 20», Наталия МУСИЕНКО.


— Наталия Борисовна, Госархстройинспекция остановила строительные работы 28 ноября 2008 г. Работали ли строители после этой даты?


— Они не просто работали, а вели работы ускоренными темпами. Жители нашего дома наблюдали это из окон. Можно сказать, что застройщик проигнорировал предписания Госархстройинспекции и прокуратуры. Строительство продолжается и сейчас, хотя 3 марта истек и срок действия разрешения на строительство, отмененное Госархстройинспекцией.


— Какие действия вы собираетесь предпринимать, чтобы остановить строительство?


— Мы привлекаем прессу и просим поддержки у народных депутатов, прокуратуры и Минрегионстроя. Общественность провела пресс-конференцию в Укринформе, на которой присутствовали архитекторы и специалисты, поддерживающие нашу позицию, депутаты, представители Русского драматического театра и жители микрорайона. Мы объясняем, что кроме всего прочего, строительство над станцией метро может привести к техногенной катастрофе в центре столицы, и требуем от Киевсовета вернуть земельный участок в коммунальную собственность. Изучив представленную информацию, нас активно поддержал народный депутат Владимир Стретович, который провел 10 марта 2009 г. встречу общественности с прокурором Киева Евгением Блаживским, а 19 марта направил ему депутатский запрос.


Народный депутат Юрий Кармазин по поводу незаконного строительства 6 марта направил депутатский запрос премьер-министру и Генеральному прокурору. С депутатскими запросами по поводу этого строительства к мэру Леониду Черновецкому обратились депутаты Киевсовета: Наталия Новак, Дмитрий Андриевский, Александр Зинченко и Алла Шлапак. Мы также передали документы о нарушениях чиновников во Временную следственную комиссию Верховной Рады по вопросам расследования нарушений Конституции и законов, принятия противоправных решений должностными лицами Киевского горсовета и его исполнительного органа.


17 марта мы направили письмо министру регионального развития и строительства Василию Куйбиде, в котором просим взять под контроль строительство и поручить Госархстройинспекции, входящей в структуру министерства, окончательно остановить варварское строительство. Для этого необходимо принять участие в судебном процессе по административному иску ООО «Альянс-Центр» к Госархстройинспекции, так как суд первой инстанции инспекция проиграла. Однако министр пока не отреагировал на наше письмо.


— Вы, конечно, понимаете, что застройщик понес определенные убытки (стоимость участка, разработки проекта, всевозможных услуг депутатов и чиновников КГГА) и будет требовать их возмещения. Как показал опыт сноса построенных сооружений на площади перед Олимпийским стадионом, «ошибки» чиновников возместили за счет киевлян. Здесь может возникнуть такая же ситуация. Справедливо ли это?


— Я понимаю, о чем вы говорите. Справедливым было бы наказать тех, кто зная, что нарушает законы и градостроительные нормы и правила, давал разрешение на продажу участка, разрабатывал и согласовывал проект. Возможно, после этого никто бы уже не посмел таким образом использовать властные полномочия.


Мы хотим вернуть городу Театральный сквер, а киевлянам — веру в себя.


Мнение


7 апреля общественность Киева провела акцию протеста против строительства торгово-офисного центра на углу ул. Б. Хмельницкого и Пушкинской, напротив Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки.


В ней приняли участие народные депутаты Владимир Стретович, Владимир Марущенко, народные артисты Украины Александра Смолярова и Николай Рушковский, народный архитектор Украины Николай Жариков, ведущий программы «Свобода слова» на ICTV журналист Андрей Куликов, руководитель общественной экологической организации «Экоправо» Борис Васильковский. Всего у входа в театр, напротив строительной площадки, собралось более 200 человек — жителей микрорайона, представителей общественных организаций и СМИ.


Ситуацию необходимо менять


Владимир Стретович призвал киевлян активнее сопротивляться наглости и беспринципности городских властей, в том числе тех представителей депутатского корпуса, для которых Киев представляет собой исключительно территорию для наживы. Ничто в столице для этих людей не имеет ценности — они разрушают и уродуют все вокруг. Противостоять вандализму трудно, так как у них существует круговая порука и «все схвачено». Так называемые профессионалы — архитекторы, эксперты, пожарные, экологи, чиновники, которые возглавляют органы, выдающие согласования на проект строительства, усердно им прислуживают. Эту ситуацию необходимо менять.


Николай Жариков обратил внимание на то, что пикетируемая стройка — один из множества таких же возмутительных объектов, которые власти планируют возвести в Киеве: небоскребы на заповедных и охраняемых территориях, строительство на днепровских склонах. Градостроительное хамство достигло предела. Это грозит городу потерей исторического облика, созданием невыносимых условий для жизни — ведь почти все сооружения, которые строятся в центре, разрушают старые соседние дома. Трудно себе представить, чтобы где-нибудь в Европе новое здание возводилось в шести метрах от фасада жилого дома, к тому же памятника архитектуры. Но в Киеве такое возможно. А архитектор проекта утверждает, что глухую стену торгового центра покрасят в белый цвет, чтобы жителям соседнего дома было легче смотреть на нее из своих окон. Этот объект также представляет собой угрозу для станции метро. Он не должен быть построен.


Александра Смолярова напомнила всем, что участок, на котором ведется строительство, имеет историческую ценность. Это территория Коллегиума Павла Галагана. Этим учебным заведением Украина может гордиться. Из его стен вышли выдающиеся ученые и государственные деятели, и сегодня следовало бы в этом сквере поставить памятник основателю коллегиума. Сквер может быть использован и для самого театра. Везде рядом с театрами располагаются зеленые зоны, где люди могут подождать до начала спектакля. И это должны быть красивые благоустроенные места. Вот о чем должны были бы заботиться киевские власти, над чем трудиться архитекторы. Вместо этого киевлянам навязывают строительство чудовищного сооружения. Сегодня сквер законно входит в охранную территорию театра, никто не имеет права ее застраивать.


Участники акции приняли решение обратиться к президенту с требованием вмешаться в ситуацию и повлиять на своего ставленника — мэра Леонида Черновецкого с тем, чтобы решение о продаже участка было окончательно отменено.


Вместо торгового центра — «Коллегиум Галагана»


Валентина Шевченко — архитектор-реставратор, автор проектов реставрации Гостиного двора, фонтана «Самсон» и Контрактового дома на Контрактовой площади в Киеве, Трапезной церкви Михайловского монастыря:


— Очень важно знать, что если в XVII — XVIII вв. культурно-просветительским центром в городе была Киево-Могилянская академия, в середине XIX в. — Университет св. Владимира, то в конце XIX в. — Коллегиум Галагана. Это учебное заведение является частью истории Киева.


Работы по реставрации главного корпуса коллегиума и благоустройству территории были начаты еще в 1982 г. Заказчиком тогда выступал Литературный музей, проектировщиком — институт «Укрпроектреставрация», в котором я работала. Тогда же я была назначена главным архитектором проекта реставрации.


Занимаясь главным корпусом, мне пришлось одновременно изучить всю окружающую застройку. Дом № 9 по ул. Фундуклеевской (ул. Б. Хмельницкого) использовался коллегиумом как жилье для преподавателей. В основном это были выдающиеся для своего времени люди. Например, здесь некоторое время жил Иван Франко. Здание хотели снести, но по ряду причин этого не произошло. Угловой дом № 7 располагался на небольшой территории, на которой сегодня хотят построить торгово-офисный центр. Это было кирпичное двухэтажное здание в стиле того времени. В нем жила семья Галаганов и настоятеля церкви, находившейся в левом крыле главного корпуса.


В результате изучения исторических материалов и пришла идея создания заповедника «Коллегиум Галагана». Она была оформлена в виде специальной записки и подана на рассмотрение в вышестоящие органы, где получила одобрение. В записке говорилось следующее. Учитывая огромное культурное, архитектурное и мемориальное значение Коллегиума Галагана, территория усадьбы в границах ул. Пушкинской (в прошлом — Елизаветинской), Б. Хмельницкого (Фундуклеевской) и Репина (Алексеевской) должна иметь статус заповедной зоны, где категорически запрещается новое строительство, за исключением исторически документированного воссоздания строений и реставрационных работ.


Для завершения ансамбля коллегиума необходимо на основе исторической документации разработать генплан, развертки зданий вдоль улиц, проект благоустройства и др.


Эта идея не потеряла актуальности и сегодня, особенно учитывая постоянное посягательство на данную территорию инвесторов, охотящихся за большими прибылями. Кроме того, эта часть центра Киева приобрела бы совершенно другой вид — в ней появился бы «теплый» и привлекательный уголок истории города. Да и жителям соседнего 7-этажного дома такое строительство не повредило бы.


Для завершения исторического ансамбля необходимо воссоздать здание на углу ул. Пушкинской и Б. Хмельницкого, восстановить ограду и сделать фонари в стиле XIX в., благоустроить территорию.


Еще хотелось бы, чтобы главный корпус коллегиума был выкрашен в присущий ему изначально (по проекту Шилле) оливковый цвет с красно-коричневыми переплетами окон (нынешняя светло-серая покраска делает это здание фактически незаметным), а над белым куполом церкви был поставлен золотой крест, который сняли в советские времена.