Не реконструкция, а только реставрация

Киевляне, неравнодушные к проблеме сохранения национального культурно-исторического наследия, с тревогой воспринимают информацию о новых градостроительных проектах, «наполеоновских» планах архитектурных властей, которые еще лет десять назад можно было бы воспринять как первоапрельскую шутку. Это и застройка днепровской набережной… И превращение старинной Почтовой площади в транспортную развязку. И устройство так называемой цитадели духовности и культуры напротив Лавры (где уже сейчас то и дело обрушиваются пещеры с мощами святых угодников). И подземный паркинг под Михайловской площадью…

Судя по таким недавно возведенным объектам, как дом по ул. Грушевского, 9-А, на ул. Б.Житомирской, 2-А, как подземные бассейны рядом с Софийским собором, как застройка площади перед Олимпийским стадионом, — похоже, сейчас любая неадекватная идея в «златоглавом» граде воспринимается на ура. В том числе и сооружение небоскребов выше куполов Лавры и Софии (что, согласитесь, было недопустимо даже в атеистический период развития общества).

Но «аппетит приходит во время еды»… И вот уже идет усиленная обработка населения в связи с готовящимся «градостроительным» насилием над Андреевским спуском. Пожалуй, последней улицей в центре, которая сохранила первозданный облик и особую историческую ауру.

По некоторым каналам ТВ уже озвучено намерение произвести «реконструкцию Андреевского спуска с его уплотнением».

Целесообразность осуществления подобного грандиозного строительного мероприятия обосновывается необходимостью проведения срочных ремонтных работ по подземным инженерным коммуникациям.

Но поскольку в городском бюджете нет средств, необходимых для ремонта и модернизации инженерных сетей, будет привлекаться капитал инвесторов. А те, естественно, рассчитывают на компенсацию. Поэтому, мол, и появятся на некоторых «незастроенных» участках улицы фешенебельные дома.

Конечно, подобное не могло не взволновать в первую очередь заинтересованных в своем дальнейшем пребывании на Андреевском спуске художников, ремесленников и предпринимателей в сфере художественной продукции. Всем им было заявлено, что временно, на период реконструкции улицы (года на два—три), они будут переведены «в иное место». Но, слава Богу! — публика оказалась образованная и искушенная. И потребовала от Подольской райадминистрации проведения общественных слушаний по поводу намеченных мероприятий. Справедливо предположение, что одной из целей является намерение изгнать их всех с Андреевского спуска, чтоб иномарки со свистом взлетали к отелям и ресторанам.

На общественных слушаниях, состоявшихся еще 14.08.06 г., а затем и 28.09.06 г., в резолюции было отмечено: Андреевский спуск является частью территории Государственного историко-архитектурного заповедника «Древний Киев», а его архитектурный ансамбль, где чуть ли не каждый дом — памятник истории или архитектуры, — должен подлежать не реконструкции, а только реставрации. Причем локальной. По мере необходимости поддержания и сохранения того или иного объекта. В таком случае нет необходимости перекрывать улицу и удалять отсюда «художническую» братию.

Однажды журналист Виктор Новицкий заметил, что сейчас мы очень часто видим противоестественное совмещение несовместимого — реставрации с реконструкцией, и это явление он назвал остроумно одним словом «реконврация». Так вот на этом собрании подчеркивалось: «реконврация» на Андреевском недопустима!. Что же касается ремонта и реконструкции инженерных сетей, канализации и водостоков, то, согласно закону, средства должны выделяться из бюджета.

 

Власть поступает варварским образом

На данный момент мэрия вроде бы обещает не утверждать ни одного проектного решения по Андреевскому, не согласовав его с общественностью. Но в любом случае нужно бить в колокол.

Ведь недавним опасным примером может служить проведенная «реконструкция» урочища Гончары-Кожемяки, а эту территорию также, как и Андреевского, можно считать сердцевиной заповедника «Древний Киев».

Профессиональная общественность столицы, как известно, еще в советское время развернула борьбу за сохранение сложившейся особой архитектурно-ландшафтной среды урочища. Тогда добились от чиновников заверений в положительном исходе дела.

Предполагались проведение в урочище тщательных археологических исследований, реставрации ряда имеющихся там памятников архитектуры и истории, консервация, укрепление склонов прилегающих холмов. Намечалось также устройство парка-музея «Киевская Русь». В распоряжении автора этих строк имеются копии документов — в том числе и письменные обращения руководства творческих союзов к правительству страны с просьбами спасти ценнейшую для восточнославянских народов заповедную территорию.

Однако, несмотря на вежливые ответы госмужей (которые фактически усыпляли бдительность), власть поступила самым варварским образом… От домов-памятников были оторваны мемориальные доски и вместе с этими «неприкасаемыми» объектами практически полностью уничтожена невысокая историческая застройка урочища (сохранилось лишь одно старинное трехэтажное здание, из которого не хотят выселяться его жильцы — это ул. Воздвиженская,25).

С нарушением характерной для урочищ усадебной планировки соорудили и вплотную примыкающие друг к другу многоэтажки — с пестро раскрашенными фасадами и вычурным декором. В результате подобного градостроительного беспредела появилась невообразимая безвкусица. Это образ чужой и непонятной страны, не имеющей ничего общего с Киевом, его старинным Подолом. Более того, масштабными строительными работами нарушена сложившаяся веками циркуляция многочисленных подземных источников. И хотя застройщики широко рекламируют нововозведенный комплекс как «высококомфортное элитное жилье» и агитируют приобретать здесь квартиры, гласность нынешнего времени позволяет независимым специалистам-гидрогеологам, анализирующим ситуацию в урочище, констатировать: данная территория — одна из самых экологически неблагополучных и опасных геопатогенных зон Киева.

Ущерб, нанесенный в урочище Гончары-Кожемяки национальным, материальным и духовным культурным ценностям, трудно суммировать… Тяжелая техника, грузовики-самосвалы, которые громыхали, сотрясая почву рядом с уникальным памятником — зданием Крестовоздвиженской церкви, вызвали появление трещин, в окнах потрескались стекла. Происходило все это несмотря на резонные советы духовенства перенести проезд в урочище несколько в сторону.

Обнаруженная при земляных работах — ценнейшая археологическая находка — гончарная печь ХVII века, которая должна была бы экспонироваться тут же в заповеднике в натуральных условиях, была разобрана (!) и перенесена прямо на паркет музея Магдебургского права ( Почтовая площадь, 2). Эгоистичные интересы приватизации земли в заповеднике победили интересы общественные.

 

Кошмар под Старокиевской горой

Буквально детективная история произошла и в Воздвиженском переулке —ответвлении Андреевского спуска в сторону урочища Гончары-Кожемяки. Как-то ранним июльским утром мне позвонил лидер организации «Форум спасения Киева» Виталий Комов и попросил как сопредседателя «Гражданского комитета защиты архитектуры Киева» и специалиста в области истории искусства принять участие в акции протеста — пикетировании противоправной новостройки в заповеднике «Древний Киев» по Воздвиженскому переулку, 62.

Тогда нашим глазам предстал гигантский котлован, вырытый под Старокиевской горой — с уничтожением части этой горы и устройством огромной бетонной подпорной стены. Налицо — ущерб, нанесенный охраняемому историческому ландшафту. В этом котловане молодым археологом Тимофеем Станьковским накануне был обнаружен ценный в археологическом отношении, но совсем не исследованный пласт земли. И даже тогда в шортах и с бульдогом на поводке Тимофей продолжал рыться в земле на склоне котлована, несмотря на скрипящие над его головой подъемные краны. Археолог-энтузиаст поднялся со своими трофеями — турьим рогом со следами механической обработки осколками керамических изделий древнерусского периода.

Сомнений в ценности находок не было. По мнению Тимофея, ему посчастливилось обнаружить курганное захоронение знатной персоны, возможно, княжеского рода.

Руководству новостройки пикетчики тогда выдвинули требования приостановить работы для проведения дополнительных археологических исследований. Выразили свой протест также против возведения на этом месте здания-монстра в помпезных псевдоисторических формах, полностью перекрывающего вид на Андреевскую церковь. Цветной эскиз здания можно было рассмотреть на рекламном щите. И возмущению не было предела, когда удалось узнать имя архитектора — проектировщика новостройки. Им оказался государственный чиновник, заместитель начальника Государственной службы по охране культурного наследия при Министерстве культуры Украины Я.Дегтярь, т.е. должностное лицо, которое само и должно контролировать соблюдение всех статей отечественного памятникоохранительного законодательства.

Замечу, что при нынешнем строительном буме и тотальной коррумпированности общества, подобная ситуация (когда можно полностью пренебрегать правовыми нормами) является не исключением, а, увы, закономерностью. И Украина еще не скоро сможет на равных вступить в сообщество цивилизованных европейских стран.

 

Архитектурный вандализм — в действии

Давайте еще раз пройдемся по Андреевскому спуску… Увидим целый ряд исторических зданий, накрытых сеткой, и, скорее всего, готовящихся к сносу. Такая участь, видимо, в первую очередь, ожидает красивый трехэтажный угловой дом №24, который явно хотят снести для расширения проезда в Воздвиженский переулок. Ниже по спуску (№20 А-Б) уже почти полностью в эклектичных формах возвели фасад будущего Театра на Подоле. Здание, построенное на месте разобранного памятника архитектуры, до невероятности плотно втиснуто между двумя соседними домами, а тыльной стороной прилегает к горе Киселевке (Замковая гора). В свое время, еще при обсуждении проекта этого здания, некоторыми членами Градостроительного совета было высказано мнение о недопустимости строительства на данном участке в связи с невозможностью устройства положенного пожарного выхода. Действительно — не дай бог пожар! Какие слова «благодарности» тогда будут отпускать любители театрального искусства?

Проявление архитектурного вандализма можно увидеть и на самом верху Андреевского спуска, к юго-западу от фундаментов Десятинной церкви (по ул. Владимирской, 4). Здесь над четырехэтажным памятником архитектуры надстроено целых три яруса! И это в то время, когда решается столь важный для нации вопрос (и, полагаю, решится положительно) о необходимости воссоздания Десятинной церкви — колыбели христианства, символа государственности на восточнославянских землях. Культовому зданию такого значения должна быть присуща монументальность, которая теперь будет снивилирована стоящим рядом и подвергшимся «реконврации» зданием-монстром.

Тревогу ценителей истории Киева вызывает и тот факт, что незастроенные участки киевского Акрополя (вокруг фундамента Десятинной церкви и по Пейзажной аллее над урочищем Гончары-Кожемяки) в последнее время все больше интересуют разных инвесторов и застройщиков.

На рассмотрение Градосовета, например, периодически выносится проект сооружения многоэтажного жилого здания прямо над фундаментами западного древнерусского дворца (по Десятинному переулку).

При этом демагоги от архитектуры свои явно коммерческие планы стараются маскировать доводами и аргументами альтруистического характера. Так, часть квартир в новом жилом доме якобы будет предоставлена духовенству (УПЦ КП), а в подвальных помещениях вместе с фундаментами дворца якобы устроят музей истории христианства. Но позвольте, господа! Тут же, на Старокиевской горе, уже давно функционирует Национальный музей истории Украины, где история христианства представлена достаточно хорошо… А откуда возьмутся экспонаты для нового музея? И почему музей с такой тематикой должен быть отдан на попечение лишь одной из конфессий? И главный вопрос: не лучше ли фундаменты дворца, которые согласно действующему законодательству должны оставаться «неприкасаемыми», таковыми и оставить — доступными для туристов и научных исследований. Ведь в этом случае оставляем себе надежду на проведение научной реконструкции дворца в дальнейшем.

Уже несколько лет жители близлежащих домов, объединившись в общественную организацию «Детинка», ведут борьбу против попыток соорудить гигантское жилое «дворцовое» здание с офисами и ресторанами вдоль Пейзажной аллеи, якобы предназначенное для сотрудников Министерства иностранных дел. Извивающееся подобно огромной гусенице или змее, это семиэтажное здание с подземными паркингами, на мой взгляд, отнюдь не украсит исторический киевский ландшафт. Оно несовместимо с исторической застройкой центра Киева. Доктор исторических наук Г.Ивакин неоднократно на научных советах Управления охраны исторической среды категорически высказывался о необходимости проведения кропотливых и, возможно, многолетних предварительных археологических исследований на склонах урочища Гончары-Кожемяки прежде, чем разворачивать здесь какое-либо новое строительство.

Неужели стоит напоминать: эта территория является ценнейшей землей для славян, каждый сантиметр этой земли, образно говоря, нужно просеивать сквозь сито. Видимо, стоит…

Ведь совершенно очевидно, что реальная зарплата мидовских служащих не позволит им приобрести квартиры в элитном доме, и хозяевами в нем окажутся толстосумы и рэкетиры. Большой навар от застройки киевского Детинца, безусловно, будет иметь строительная мафия. В распоряжении Гражданского комитета защиты архитектуры Киева имеется протокол, составленный активистами общества «Детинка», и выполенная ими фотофиксация того, как на Пейзажной аллее при подготовке участка к строительным работам культурный слой почвы сгребается ковшом экскаватора и на самосвалах вывозится в неизвестном направлении (без проведения положенных археологических исследований). Вызванный общественниками наряд милиции отказался принимать меры, чтобы остановить это преступление. Не пожелали объяснять свою позицию и чиновники государственных учреждений по охране исторической среды.

Сейчас есть все основания опасаться, что после того, как в угоду коммерческим интересам будет изуродован «реконврацией» и уплотнением архитектурный ансамбль Андреевского спуска, предприимчивые инвесторы и услужливые чиновники от архитекторы тут же возьмутся за застройку коттеджами и особняками склонов горы Киселевка. Правда, нагорная плоская часть горы в прошлом (до октябрьского переворота) принадлежала Флоровскому монастырю и использовалась под монастырское кладбище. По закону ее следует вернуть монастырю, который вправе воссоздать существовавшую здесь в дореволюционное время Троицкую церковь.

Только вот, увы, власть оглохла — за скрежетом бульдозеров уже никто не слышит глас вопиющих в «пустыне». А может быть, пустыня — для них архитектурный идеал? Во всяком случае, путь пока что намечен только один: по Андреевскому спуску — сразу в пропасть…