Правительственный центр: многоэтажки на Михайловской
Чтобы представить размах, с которым действовали архитекторы, необходимо обратиться к истории: в 1920-1930 годы прошлого века в СССР формируются абсолютно новые архитектурные стили. В Киеве и других городах возникает мода на здания-монолиты, отличающиеся лаконичностью форм и функциональностью. Здания должны были подчеркивать величие и могущество нового строя…
В июне 1934 года столицей Украинской ССР вновь стал Киев. Правительство дает задание архитекторам – разработать площадь в центре города, которая должна стать такой же величественной, как Красная площадь в Москве. Однако в Киеве планировка улиц совсем другая, и чтобы создать широкую площадь, нужно было сносить здания. Первоочередной задачей стал выбор места, для этого рассматривались варианты строительства на Зверинце, Липках, Печерске (в районе ул. Суворова), Европейской площади и на территории от Михайловского монастыря до самой Софиевской площади.
– Был объявлен закрытый конкурс на эскизный проект ансамбля правительственного центра. Главная задача – чтобы здания ЦК КПУ и Совет Народных Комиссаров (Совнарком) вместе с памятником Ленину доминировали в ее ансамбле, – говорит Борис Ерофалов-Пилипчак, автор книги “Архитектура советского Киева”.
Лучшие архитекторы СССР принялись за работу. Проекты были предложены самые фантастические. Одни зодчие предлагали установить между зданиями колоннаду с памятником Ленину посередине, другие доказывали, что дома партии и правительства нужно объединить в одно монолитное здание, от которого бы к Днепру вела “потемкинская лестница”.
Были и такие, кто ради расширения площади предлагали снести “присутственные места” (например, дом на Владимирской, 15, где сейчас находится милиция), уничтожить Софийскую колокольню и по периметру построить здания. Это нужно было для того, чтобы на площади могли развернуться парады с участием танков.
По словам Бориса Ерофалова-Пилипчака, одним из главных претендентов на победу в конкурсе стал проект архитектора Чечулина, предложившего построить правительственный центр на Михайловской площади. Чего только в этом проекте не было намешано: что-то от гробниц египетских фараонов, что-то от Мавзолея Ленина, какие-то детали от Дворца Советов в Москве, даже сюжеты на тему военных парадов с участием танков и самолетов! Единственное, что в последний момент остановило жюри, так это гигантские размеры здания правительства, которые были в полтора раза больше максимально допустимых. Все остальное прошло на ура.
Но в итоге победил проект архитектора Иосифа Лангбарда. Правда, по нему построили лишь одно здание – сейчас его занимает МИД.
Ажурные подвесные мосты
|
Еще одним грандиозным сооружением в Киеве должна была стать триумфальная арка между мостом Патона и Старонаводницкой улицей. Ее хотели построить в 1954 году к 300-летней годовщине воссоединения России и Украины.
В разработке проекта приняли участие две сотни архитекторов из разных уголков Союза. Самой лучшей работой признали проект архитектора Владимира Заболотного. Жюри конкурса подкупило то, что арка спроектирована без лишней помпезности: “Ясный и доходчивый образ триумфальной арки подан в острой и оригинальной форме. Ажурные подвесные мосты соединяют ее по верху со склонами днепровских гор. Эта композиция не заслоняет долину, ее богатый рельеф, не спорит с природой”, – писал в те годы журнал “Архитектура и строительство”. Как бы проект ни был хорош, его так и не воплотили в жизнь, хотя на него были предусмотрены необходимые средства. Почему триумфальную арку не построили, остается загадкой.
Свой “Биг-Бен”
|
После правительственного центра вторым грандиозным этапом работы архитекторов стала реконструкция площади Калинина (сегодня – Майдан Незалежности). До 1941-го там находилось здание городской думы, но во время войны оно сгорело и все близлежащие здания были разрушены. Поэтому образовалось своего рода открытое пространство, здесь-то и решили устроить главную площадь города.
Архитекторы снова предлагали самые невероятные проекты. Например, рядом с нынешним Домом профсоюзов – поставить огромную башню наподобие средневековой кампанилы.
Другие зодчие хотели украсить центр Майдана (там, где сейчас “Глобус”) триумфальной аркой, похожей на парижскую, но меньших размеров.
Еще один оригинальный проект заключался в том, чтобы переделать площадь Калинина в стиле площади Святого Петра, как в Риме.
Крещатик с колоннадой
|
Работы по восстановлению Крещатика начались в 1944 году. На разработку проекта реконструкции архитекторам дали четыре года. Восстанавливать Крещатик поручили архитектору Александру Добровольскому, однако до него за право быть “отцом” главной улицы боролось много архитекторов.
В итоге обозначили несколько принципиально различных подходов к освоению разрушенного Крещатика.
– Первый – репрезентативный, превращающий улицу в сплошную колоннаду, аналог улицы Росси в Ленинграде, – говорит Борис Ерофалов-Пилипчак. – Другой – ландшафтно-живописный, архитекторы предложили застроить Крещатик отдельными самостоятельными ансамблями зданий. Они должны быть расположены по сторонам главной улицы на живописных склонах нагорных частей, подобно генуэзским виллам, окруженным садами.
Одним из самых оригинальных проектов являются огромные ворота с колоннами (с пятиэтажный дом), соединяющие обе стороны Крещатика. Под ним располагалась проезжая и пешеходная часть улицы.
Архитектор А. Таций придал Крещатику побольше античной классики и уделил большое значение зданиям с колоннами. Любопытный проект одного архитектора, который предлагал пустить автотранспорт под землю, а сам Крещатик сделать пешеходной зоной. Многим киевлянам, бесспорно, понравился бы этот проект.
(Стыдливо так) а мне ворота понравились...