Община греческая – купцы и шпионы

Считается, что впервые греки появились в Киеве при князе Владимире Святославиче, крестившем Русь. Выдвигаются предположения, что он их привез из Корсуня, который стоит на месте современного Севастополя. После основания Киевской митрополии в Киеве начали селиться небольшие группы греков-византийцев. Изначально это были представители духовного сословия «Второго Рима» – митрополиты и лица их сопровождавшие. Однако чуть позже, с укреплением на государственном уровне новой религии, в город стали приезжать и строители храмов. Из летописных источников известно, что греки участвовали в строительстве Десятинной церкви и Успенского собора. Помимо этого, ряд историков предполагает, что после разорения Константинополя крестоносцами в 1204 году в Киеве появилась и значительная часть греческих ремесленников.

Но настоящая греческая колония, скорее всего, возникла в городе в середине ХVІІ века, когда сюда начали переселяться греки с территорий Османской империи – причем, не только из самой Греции, но и из Македонии, Сербии и собственно, Турции. В начале XVIII ст. городская греческая колония насчитывала 22 семьи. Некоторые переселенцы занимались ремеслами, иные поступали на государственную службу как переводчики с греческого, турецкого, татарского языков, но большинство отдавало предпочтение посреднической торговле со странами Западной Европы и Востока.

К слову, последний выбор далеко не случаен. Греческие купцы пользовались определенными торговыми льготами, предоставлявшимися им универсалами казацких гетманов и полковников. Кроме того, они освобождались от государственных налогов и повинностей, что, кстати, постоянно вызывало недовольство киевских мещан.

Во время своих поездок купцы нередко выполняли секретные поручения российского правительства, собирая разведывательную информацию на турецкой территории, за что получали в Киеве недвижимость – усадьбы и винокуренные, значительные пожизненные пенсии и высокооплачиваемые должности. Правда, некоторых резидентов иногда изобличали как «двойных агентов». Таким, к примеру, оказался Николай Тарнавиот.

Как и большинство киевских греков тех лет, Тарнавиот занимался транзитной торговлей со странами Западной Европы и Востока, откуда в Украину поступали предметы роскоши, оружие, специи, шедшие позже в Россию. В 1686 году Москва обвинила Тарнавиота в измене – шпионаже в пользу Османской империи. Его усадьба (находилась в районе улицы Покровской на Подоле) вместе со всем имуществом была конфискована и передана в собственность города. Впрочем, наказание не распространилось на «семейную» Покровскую церковь Тарнавиотов (на месте этой деревянной церкви в 1766-72 годах была построена каменная Покровская церковь, сохранившаяся до сегодняшнего дня). К тому же, и потомки купца не привлекались к ответственности за грехи предка-шпиона.

Помимо, Тарнавиотов, к греческой общине принадлежали такие известные киевские семьи, как Равичи, Войничи, Гудимы, Кармалеи, Лакерды.

 

Община волошская – шинкари и митрополиты

Предки нынешних молдаван и румын, – волохи, – заполонили Киев в довольно краткий по историческим меркам период. А именно – со второй половины XVII до начала XVIII веков. Именно тогда вследствие ухудшения политической и экономической ситуации на своей родине многие жители Молдавского княжества (которое с 1512 года было вассалом Османской империи) переселялись в Украину. Здесь же быстрой ассимиляции волохов среди украинцев благоприятствовали общая религия и близкая культура.

В этот период в самом городе и на его тогдашних околицах было известно пять волошских поселений. Четыре из них были показаны на плане Ушакова (план Киева 1695 года – один из древнейших планов города, дошедших до настоящего времени) под названием «волошских слобод».

Первая была на территории Старокиевской крепости, между нынешними улицами Владимирской, Большой Житомирской и Рыльским переулком, а остальные – во владениях монастырей за городом. Одна – за Воскресенскими воротами, на землях Кирилловского монастыря (эти ворота стояли на перекрестке современных улиц Верхнего Вала и Волошской). Основателями этой слободы были 30 семей, прибывших в Киев в 1685 году. Еще две слободы располагались вдоль дороги на Печерск, на землях Никольского монастыря (примерно по трассе современных улиц Институтской и Грушевского). Поселение волохов упоминается также в 1694 году на Выгуровщине, на землях Михайловского Златоверхого монастыря (сегодня на этих землях раскинулся крупный «спальный район» Троещина).

Что же касается рода занятий этих переселенцев, то, вероятнее всего, это было шинкарство. Застройка одной из волошской слободы (на современной Большой Житомирской улице) была исследована во время раскопок. Тогда были обнаружены остатки трех построек – срубного дома, летнего жилища с кухней и склада стеклянной посуды, что и говорит о вероятной торговле жителей слободы крепкими напитками.

Справедливости ради, стоит отметить, что не только алкоголем жили волохи. Одним из самых известных представителей волошской диаспоры в Киеве был Петр Могила, Киевский митрополит и основатель Киево-Могилянской Академии.