В этой местности еще в 1860 году стихийно возник рынок вещей. Долгое время здесь была окраина Киева, где начиналось Житомирское шоссе. Затем шоссе переименовали в Брест-Литовское, а ныне это проспект Победы. В районе нынешнего Воздухофлотского моста находились исторические Триумфальные ворота – старинный въезд в город. А за воротами в Святошинском направлении начинались загородние хутора. По Житомирскому шоссе в Киев прибывали гости с запада и привозилось множество товаров, часть которых и оседала на этом рынке. «Евбаз» – это Еврейский базар! Из-за существования в то далекое время черты оседлости еврейского населения евреям Киева разрешили здесь, в одном из мест их компактного проживания, оборудовать специальное место для торговли. Рынок, прозванный в народе Еврейским базаром, сразу стал популярным у киевлян. Цены здесь были более доступными, чем в центральной части города. Местечковое еврейство очень быстро образовало здесь своеобразное «гетто». Властям пришлось даже для «благочинности» в 1867 году построить рядом с торговыми точками православную Иоанно-Златоустовскую металлическую церковь. Из металла предложил ее сделать министр внутренних дел Петр Валуев, и никто не решился ему в этом перечить, хотя кирпича в Киеве вполне хватало. Шутники с «Евбаза» по-своему истолковывали такой необычный выбор материала: чтобы не сгорела или крысы не сгрызли. И действительно: церковь выстояла после пожара в апреле 1884 года. Не пережила она только большевизма. В 1934 году, после перевода столицы Украинской ССР из Харькова в Киев, этот храм успешно уничтожили «в связи с устройством на площади трамвайных путей».
Бибиковский бульвар, Иоанно-Златоустовская церковь. Старинная открытка
В период оккупации города немецко-фашисткими войсками «Евбаз» перестал быть еврейским, но торговля по-прежнему продолжалась. Купить здесь можно было и еду, и одежду. Временами рынок становился местом облав для отправки в Германию дармовой рабочей силы. При отступлении из Киева немцы ограбили рынок и попытались его поджечь, но безуспешно.
Интересно, что в день освобождения Киева, 6 ноября 1943 года, на «Евбаз» в открытом авто прибыл Хрущев в сопровождении Бажана и Яновского. Здесь он выступил на импровизированном митинге. Буквально на следующий день на рынке возобновилась торговля.
Евбаз. Довоенная фотография
В послевоенное голодное время «Евбаз» позволял киевлянам выжить! Здесь всегда можно было подзаработать или обменять вещи на продукты. Удивительно, что даже в тяжелые времена люди шли сюда, как на праздник: кто-то играл на гармошке, кто-то шутил и рассказывал последние новости, а кто-то приходил за общением.
Одежду киевлянам в то время выдавали по карточкам или распределяли по предприятиям. Однажды мой отец принес с работы «американскую помощь»: красивое детское зимнее пальто с меховым воротником. Несмотря на то что на мою старшую сестру Люду оно было несколько великовато, она все равно с удовольствием его носила. Жили мы в то время на улице Саксаганского в доме № 66, в трех кварталах от «Евбаза». В холодный весенний день Люда, которой не было еще и пяти лет, побежала вслед за двумя старшими девочками на рынок. Там, как обычно, было столпотворение, Люда затерялась и расплакалась. К ней подошла незнакомая женщина, успокоила ее и повела в сторону Лукьяновки. Пройдя по нынешней улице Дмитриевской несколько кварталов, они свернули во двор, а затем в подъезд двухэтажного деревянного дома. В подъезде женщина сняла с Людочки пальто и ушла. Моя сестра осталась в одном платьице в холодном подъезде. Конечно, ребенок заплакал. Через некоторое время открылась дверь одной из квартир, и оттуда выглянула женщина, похожая на цыганку. «Девочка! Почему ты здесь одна? Ну что же с тобой делать? Ладно проходи, будешь жить с нами…» Замерзшая Людочка зашла с женщиной в квартиру, а там за огромным столом сидели пятеро ее детей и ели картошку. Сестра села за стол и тоже стала есть картошку.
Евбаз, 1942 год
А в это время на Саксаганского родители обнаружили пропажу дочки. Вернувшиеся домой девочки рассказали, что Люда потерялась на «Евбазе». Папа бросился на базар. Он долго ходил среди народа и спрашивал: «Не видели девочку в синем пальто?» Но никто ничего не видел…
День приближался к концу. Уставший папа шел мимо опустевших прилавков и вдруг услышал разговор двух мужчин: «Прихожу домой пообедать, а жена показывает мне на незнакомую девочку и говорит, что она останется жить с нами». – «А что ты?» – «Согласился. Где пять детей, пусть живет и шестая…» Папа подбежал к этому мужчине и закричал: «У меня пропала дочка, это, наверное, она!» Так он оказался в той квартире на Дмитриевской и нашел Людочку. Жена хозяина дала какую-то тряпку, в нее завернули девочку, чтобы не замерзла, и отец принес ее домой на Саксаганского. Все так обрадовались, что даже и не вспоминали и не переживали об украденном пальто.
Евбаз, 1942 год
Вскоре после Людочкиного счастливого возвращения домой киевские власти закрыли «Евбаз» в связи с реконструкцией площади. Торговлю вещами перенесли на Владимирский рынок, а продуктами – на улицу Пестеля, где рынок назвали Новым.
Очевидцы помнят, как тысячи крыс разбегались с «Евбаза», преимущественно в сторону улицы Воровского, когда начали ломать рундуки и лавочки. Древесину день и ночь вывозили грузовыми трамваями. Площадь опустела. На месте торжища появился скверик без единого деревца с реденькой травкой и утрамбованными грунтовыми дорожками, с клумбой посередине.
В 1952 году Галицкую площадь, где находился Еврейский базар, переименовали в площадь Победы. Киевские евреи шутили, что это в честь победы Израиля в войне на Ближнем Востоке. Затем с площади убрали трамвайную линию, по которой трамваи шли с Дмитриевской на Саксаганского. А в 1960 году на месте клумбы соорудили стационарное здание нового киевского цирка на 2000 мест, одного из крупнейших в Европе. Но торговля на площади Победы не прекратилась. Вокруг нее открылось большое количество комиссионных магазинов, которые в первое время торговали исключительно импортными вещами. Это были фарфоровые статуэтки, мелкие вазочки, фаянсовая посуда, мельхиоровые приборы, музыкальные инструменты, одежда, обувь… Попадался и антиквариат, однако ни продавцы, ни покупатели поначалу не догадывались об этом.
По материалам книги “Забытые страницы киевского быта” Виталия Баканов
Додати коментар