Его основатель, Григорий Павлович Галаган, родился в Киеве в 1819 г. Он происходил из старинного казацкого рода прилуцкого и чигиринского полковника Гната Ивановича Галагана. Его отец Павел Григорьевич (1793-1834) и мать Екатерина Васильевна Гудович (1785-1868) обладали огромным количеством земли и крепостных в различных губерниях Украины. Их сын получил домашнее образование – наставником был адъюнкт математики Петербургского университета Федор Васильевич Чижов, который, по отзыву современников, «принадлежал к лучшим людям сороковых годов». Г.Галаган окончил юридический факультет Петербургского университета в 1840 г. и поступил на службу в Черниговскую палату государственных имуществ, где прослужил три года. В 1847 г. Г.Галаган женился на Екатерине Васильевне Кочубей, также обладавшей большим числом земли и крепостных. Жили они в селе Сокиренцы Прилукского уезда Полтавской губернии, где 15 июля 1853 г. родился их единственный сын Павел. С осени по апрель Галаганы жили в Киеве, в собственном доме, построенном архитектором И. Штромом на углу Крещатика и Мартыновской (теперь Прорезная). В детстве Павел говорил только на украинском языке, носил крестьянскую одежду. Горячий патриот Украины, Григорий Павлович Галаган собрал большую библиотеку украинских авторов, был лично знаком с Т.Шевченко и Н.Гоголем. Шевченко он помогал материально, сам внес большой вклад в изучение народного песенного творчества, издав целый ряд этнографических сборников. Галаган был членом основанной в Киеве в 1859 г. общественной организации украинской интеллигенции «Громада», с 1873-го по 1875 г. был председателем Юго-западного отдела Русского географического общества, возглавил проведенную в Киеве этим отделом однодневную перепись населения 2 марта 1874 г. В знак протеста против Эмского указа 18 мая 1876 г., запрещающего издание и распространение литературы, театральных спектаклей на украинском языке, Галаган вышел из состава этой организации. С 1883 г. он стал членом Государственного совета по Департаменту законов.
Родители стремились привить Павлу интерес к литературе, народному творчеству, точным наукам. Репетитором и наставником Павла стал выпускник медицинского факультета Университета св. Владимира, в будущем профессор-психиатр, Иван Алексеевич Сикорский (отец выдающегося авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского). Однако Павел внезапно заболел и 27 апреля 1869 г. умер в селе Сокиренцы, где и был похоронен.
«Удрученный горем, в ночь смерти своего сына, сидя у постели усопшего, отыскивая выход из ужасного положения отцовского сиротства, Григорий Павлович решил, что сын его должен продолжать жить в ближних и для своих ближних», – писал И.Нечипоренко в «Отчете о состоянии коллегии Павла Галагана» (К., 1889).
15 мая 1869 г. в письме М.Юзефовичу Галаган направил для рассмотрения проект создания общеобразовательного учебного заведения закрытого типа для мальчиков 14-16 лет. В обсуждении этого проекта приняли участие известные киевские педагоги, представители украинской интеллигенции. Докладная записка «О намерении пожертвовать капитал для основания общеобразовательного заведения» поступила генерал-губернатору князю А.Дондукову-Корсакову, о чем последний доложил 4 августа 1869 г. императору Александру II. Г.Галаган разработал устав, определивший:
1) цель коллегии – «приготовлять молодых людей к университету»;
2) «должны приниматься юноши с недостаточными материальными средствами, разных сословий и уроженцы различных местностей России, но обязательно православного вероисповедания»;
3) Г.Галаган пожертвовал 8 тыс. дес. земли (т.е. доход с нее) и 5 тыс. дес. «на расширение деятельности коллегии в будущем».
27 марта 1870 г. Александр II утвердил устав. В рескрипте на имя Галагана император писал: «Принимаю с особым удовольствием Ваше пожертвование и, дозволяя, согласно Вашему желанию, наименовать предполагаемое вами учебное заведение в память вашего сына – Коллегией Павла Галагана, я сердечно желаю, чтобы вам дано было найти в чужих, благодетельствуемых вами детях то утешение, которое по воле Промысла вы лишились в собственном вашем сыне».
Еще в 1869 г. Г.Галаган продал свой дом на Крещатике и в августе купил усадьбу на углу Фундуклеевской и Алексеевской. В марте 1876 г. он купил смежный участок и каменный дом в полтора этажа на углу фундуклеевской и Новоелизаветинской. Дом на Фундуклеевской в два этажа ранее занимало жандармское управление, затем – частный женский пансион на 150 девиц. «Он был тесным и неудобным. Наружная архитектура поражала своим безобразием», – писала газета «Киевлянин». Вся усадьба нуждалась в перестройке, и Галаган поручил все строительные работы недавно приехавшему в Киев архитектору Александру Шилле. Архитектор полностью перестроил дом в соответствии с требованиями и нуждами закрытого учебного заведения. Он расширил его почти вдвое пристройками, одна из которых заняла часть нечетной стороны улицы Алексеевской (№1). Корпус состоял теперь из двух полных этажей, нижнего полуэтажа и обширного мезонина, выходящего во двор (Фундуклеевская, 11). В полуэтаже разместились служебные помещения, кухня, кладовые, квартиры для служащих и прислуги. Так как воспитанники должны были не только учиться, но и жить в стенах учебного заведения в течение трех-четырех лет под надзором воспитателей, это определило основные задачи, стоящие перед архитектором при проектировании и строительстве здания. Как писала газета «Киевлянин» 7 октября 1871 г. (№119), это – «…удобства, простота, изящество, современные требования педагогики». Шилле удалось все воплотить в жизнь.
На первом этаже были приемная, три большие светлые спальни с комнатами воспитателей при каждой спальне, две обширные столовые, разделенные буфетом, туалеты. На втором этаже – одна спальня с комнатой воспитателя, четыре класса, комната для отдыха преподавателей и для учебных принадлежностей. На первом же этаже Шилле построил домовую церковь во имя апостола Павла с небольшим белым куполом и золотым крестом. Небольшая уютная церковь поражала молящихся простотой и изяществом. Вся церковная утварь работы Саникова «позолоченная и очень простая», иконостас резной, дубовый, но без позолоты, иконы – на золотом фоне. Церковь освещалась плафоном в форме полукупола с легкими лепными украшениями, на окнах – желтая драпировка. Церковь была освящена 29 сентября 1871 г. Первую службу отслужил священник университета Василий Фаворов. 4 мая 1886 г. в этой церкви венчался Иван Франко с Ольгой Хоружинской, сестрой жены преподавателя истории и воспитателя коллегии Елисея Киприановича Трегубова. 1 октября 1871 г. коллегия была открыта при огромном стечении людей. Митрополит Киевский и Галицкий Арсений отслужил заупокойную панихиду по Павлу Галагану, божественную литургию и молебен. Попечитель Киевского учебного округа П.Антонович зачитал высочайшее повеление об учреждении коллегии. Учредитель коллегии Г.Галаган передал свое заведение покровительству Университета св. Владимира.
Коллегия очень скоро завоевала авторитет среди учебных заведений Юго-западного края, ее посещали педагоги Киева, высокие чины власти, друзья Галагана. 27 ноября 1871 г. в коллегию приехала императрица Мария Александровна с сыновьями Павлом и Сергеем, которые были на уроках физики и истории. В соответствии с уставом число воспитанников во всех четырех классах должно было быть до 80 человек в возрасте от 14 до 16 лет, по 10 человек на каждый курс, 30 из них – стипендиаты Павла Галагана, остальные – своекоштные. Из стипендиатов 3 человека должны были быть уроженцами Прилукского уезда Полтавской губернии – родины Павла Галагана.
Как указывалось в отчете за 25 лет, «коллегия дала возможность получить образование чуть не полутораста детям несостоятельных родителей, вооружила их действительнейшими средствами для борьбы с нуждою и приумножила нашу бедную силами интеллигенцию». Григорий Павлович Галаган это прекрасно понимал, но он не дожил до того времени. Будучи членом Государственного совета, тайным советником, он всегда помнил о своем детище. Ежегодно, 27 апреля, в день смерти Павла, он присутствовал на торжественном акте и молебне в домовой церкви. Тяжело заболев, Григорий Павлович оставил завещание, подтвердившее все материальные права коллегии. Попечительницей он назначил свою жену Екатерину Васильевну Кочубей-Галаган (1826 – 1.ХI.1896). Григорий Павлович Галаган скончался 25 сентября 1888 г. в родовом имении в с.Сокиренцы Прилукского уезда Полтавской губернии.
22 декабря 1888 г. Алек-
сандр III издал распоряжение о присвоении звания почетной попечительницы Екатерине Васильевне Галаган. Ее помощником 14 июля 1895 г. Николай II сделал генерал-лейтенанта графа Константина Николаевича Ламсдорфа. После смерти Е.Галаган графу Ламсдорфу была присвоена фамилия Ламсдорф-Галаган, т.к. он был женат на дочери родной сестры Григория Павловича Галагана – Марии Павловны – Екатерине Павловне Комаровской. После смерти К.Ламсдорф-Галагана в 1900 г. почетным попечителем коллегии стал его сын граф Сергей Ламсдорф-Галаган, гласный Городской думы.
Воспитанники коллегии трудились во многих городах. 16.V.1910 г. в Петербурге было основано Общество бывших воспитанников коллегии, а 27.II.1911 г. – его Киевское отделение.
Многие воспитанники вполне оправдали надежды Г.Галагана, который «в каждом воспитаннике и в каждом наставнике коллегии как бы искал живого воплощения того, что когда-то желал видеть в своем сыне».
…В 1917 г. коллегия еще продолжала работать, хоть ее доходы резко сократились. В сентябре занятия возобновились, впервые в Киеве было введено преподавание украинского языка, литературы и истории. Однако вскоре воспитанники потеряли право жить при коллегии. Здание заняло военное министерство Центральной Рады, занятия проводились в доме директора по Пушкинской, 18. В 1919 г. в здании располагался штаб Юрия Коцюбинского, затем военные организации Скоропадского, Антанты, Директории. Коллегия была ликвидирована.
В доме №7 с 1928 г. работал филиал научно-исследовательского института им.Т.Г.Шевченко, в здании коллегии с 1920 г. – Всенародная библиотека Украины, с апреля 1923 г. – трудовая средняя школа № 57 (с 1926 г. – имени И.Франко, позднее школа №92). В 1930 г. в здании работали «курсы чужих мов» (Ф.Эрнст, «Киев», 1930), с 1977-го по
1982-й – Дом учителя; с 1986 г. – Государственный музей литературы Украины.
Сейчас, когда возрождаются прежние понятия меценатства, необходимо вспомнить о том, что создал Григорий Павлович Галаган образцовое учебно-воспитательное заведение, которое просуществовало за счет средств одной семьи около 50 лет. Скольким юношам – богатым и бедным, городским и сельским – оно открыло путь к науке, культуре, помогло реализовать свои способности. В некрологе на смерть Г.Галагана в сентябре 1888 г. газета «Киевлянин» писала: «На примере создания Коллегии мы видим, что может быть сделано в нашем обществе человеком высокого государственного и социального положения, располагающим большими материальными средствами, раз он одушевлен желанием общественного блага».
Был этим летом в Сокиренцях. Там сохранился дом-усадьба Галаганов. Красивое белое здание и парк с прудом - настоящий образец усадебной архитектуры начала 19-го века. Памятником архитектуры усадьба не объявлена, денег на содержание не выделяется и тем не менее все неплохо сохранилось с Пушкинских времен: не только сам дом но и двери, оконные рамы со стеклами, медные дверные ручки, деревянные лестницы, отделка ... К тыловому фасаду примыкает эффектная лестница с двумя оригинальными мраморными статуями.
Здание занимает аграрный лицей, в помещениях идут занятия. Галаганы известны еще тем, что покровительствовали самому известному Кобзарю - Остапу Вересаю, который и жил в их усадьбе последние годы жизни. Маленький музей в усадьбе создан силами местных энтузиастов. Вся семья Галаганов (Павлусь и родители) похоронены где - то в парке. Место это не известно. В парке стояла раньше небольшая церковь, которую разрушили в годы революции. Галаганов тайком перехоронили старые слуги, которые так и не раскрыли место захоронения.
А еще вся эта история с внезапной болезнью и смертью 16-ти летнего Павла известна тем, что явилась исполнением проклятья казаков Запорожской Сечи. Предок Павла - казацкий полковник Игнатий Галаган совершил предательство в пользу Петра І во времена войны со шведами. Козаки наложили проклатие на всех Галаганов и предрекли, что на 7-м колене род их прервется, что и произошло. Хотя последние несколько поколений Галаганов были известными меценатами.