Пятерка с минусом?
В университет не поступишь
Потому-то значительные конкурсы абитуриентов наблюдались главным образом в специальных высших школах Петербурга и Москвы, которые порой одни на всю империю давали определенный диплом. Их руководству приходилось не только проводить отсев при помощи экзаменов, но потом еще выбирать из тех, кто сдал все экзамены на «отлично». В фельетоне известного сатирика Власа Дорошевича описаны мучения директора одного из подобных заведений. Он приказывает секретарю вычеркнуть сначала тех, у кого есть хоть одна пятерка с минусом, потом тех, кому поставили маленькие пятерки (мол, в этом проявилась неуверенность экзаменатора в знаниях поступающего). В конце концов, вычеркивают всех Ивановых и Сидоровых, всех брюнетов и даже писаных красавцев («у нас высшее учебное заведение, а не оперетка!») ради того, чтобы секретарь с облегчением подвел итог: 50 мест – 50 принятых!
Что же касается классических университетов, то таковые имелись в каждом учебном округе. В принципе, всякий округ представлял собой целостную структуру, где поддерживалось определенное соотношение между числом выпускников гимназий и числом вакансий в университете. Оно позволяло из года в год проводить процедуру приема по одному несложному шаблону.
Цикл медицинских наук. ХирургиЯ. Из серии открыток «Типы студентов». Рисунок Владимира Кадулина, 1911 г.
Абитуриенты переводили
Цицерона и Ксенофонта
Вот какой была эта процедура в Киевском университете Св. Владимира, занимавшем известный всем «красный корпус» на Владимирской улице. Выпускники гимназий во второй половине июля – первой половине августа подавали университетскому начальству прошения о приеме с указанием желаемого факультета. К прошениям прилагались: гимназический аттестат зрелости; метрическая выпись и (для христиан) свидетельство о крещении; документ о сословном состоянии (дворянин, мещанин, купеческий сын и т.п.); свидетельство о приписке к какому-либо призывному участку по воинской повинности; две фотокарточки небольшого «визитного» формата с собственноручной подписью. После этого оставалось ждать оглашения списков поступивших. Те, кто в этот список не попал, могли только горько вздыхать: руководство университета не принимало претензий и не было обязано перед кем-либо отчитываться.
Порой причины отказа крылись в негласных сведениях, полученных из «компетентных органов» (к слову, абитуриент, поступающий не сразу после окончания гимназии, а с некоторым перерывом, должен был представить «свидетельство о безукоризненном поведении от местной полиции»).
Кое-кому, правда, все же приходилось выдерживать вступительные экзамены. Речь идет о тех, кто желал поступить в университет, окончив не гимназию, а другое среднее училище. Они должны были экзаменоваться по математике, по русскому языку (сочинение), по древним языкам (перевод с греческого – из Ксенофонта и с латинского – из Цицерона, с грамматическим разбором). Для зачисления в университет требовались оценки не ниже тройки.
На урок. Из серии открыток «Типы студентов». Рисунок
Владимира Кадулина, 1911 г.
В Киевском университете –
только 5% евреев
Закрытая процедура отбора поступивших студентов, понятное дело, могла породить искушение «хапнуть» с абитуриентов или с их родителей. Но университетское руководство, в состав которого входили крупные ученые, обычно оказывалось выше этих нечистых побуждений. Тем более что все желающие и доказавшие свою благонадежность, как правило, поступали. В особом положении оказывались только евреи. Для них до февраля 1917 года действовала так называемая процентная норма. Она ограничивала число гимназистов и студентов-евреев определенным процентом от общего числа учащихся. В Киеве этот лимит составлял 5%. В итоге далеко не все иудеи могли позволить себе продолжать образование в высших школах. Многие юноши находили выход в том, что выезжали учиться за границу: там им не чинили препятствий. Власти, однако, заметили, что из-за рубежа молодые евреи возвращались, пропитанные революционным духом. Чтобы как-то приостановить этот процесс, для Киева одно время действовала более либеральная квота: 10%. И все равно ежегодно многие евреи получали в Киевском университете унизительный отказ. Верный шанс оказаться в пределах заветной «нормы» давала разве что золотая медаль за курс гимназии: ее обладателям отдавали предпочтение. В связи с этим писатель Константин Паустовский, бывший киевский гимназист, вспомнил характерный эпизод из собственной жизни. Когда его класс готовился к выпуску, была организована тайная сходка, на которую пригласили всех, кроме евреев. «На сходке было решено, – рассказывал Паустовский, – что лучшие ученики из русских и поляков должны на экзаменах хотя бы по одному предмету схватить четверку, чтобы не получить золотой медали. Мы решили отдать все золотые медали евреям. Без этих медалей их не принимали в университет».
В заключение напомним, что университеты были сугубо мужскими; для девушек открывали высшие женские курсы. А в конце позапрошлого века действовало своеобразное ограничение: в те времена студентом университета мог стать только неженатый.
Почем высшее
образование?
В начале ХХ века в Киевском университете Св. Владимира действовали следующие тарифы. Перед осенним семестром (не позже 1 октября) студенты обязаны были заплатить: 25 рублей за первое полугодие в пользу университета и еще некоторую сумму за тот же срок в качестве гонорара преподавателям за лекции. Сумма гонорара находилась в обратной зависимости от количества студентов на данной специальности. Посему на разных факультетах этот гонорар составлял разную сумму: от 15 руб. 75 коп. на медицинском факультете (который в Киевском университете традиционно был самым многолюдным) до 25 руб. на отделении естественных наук физико-математического факультета. Таким образом, плата за право учения обычно оставалась в сравнительно умеренных пределах – 100 рублей в год. Но для молодого человека, происходившего из небогатой семьи и, как правило, лишенного иного заработка, кроме «уроков» (частного репетиторства), это подчас была непомерная сумма.
Лишь немногим – одному на шесть-семь человек – удавалось добиться бесплатного обучения (представив официальное «свидетельство о бедности»). Еще меньше студентов получали скромные государственные или частные стипендии за особые успехи и благонравное поведение. Число стипендий было лимитировано. На каждую приходилось несколько достойных претендентов, которых отбирали на конкурсе. Соискатель должен был подготовить научную работу на заданную тему и выдержать устный экзамен. Даже в случае успеха в конкурсе, право на стипендию надлежало еще подтверждать успешной учебой в течение всего курса, иначе ее недолго было и лишиться.
Додати коментар