Среди изданий, которым повезло выстоять в бурной истории и остаться интересными и нужными читателям, — «Київський політехнік», газета Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт». В ее биографии мы найдем много непростых страниц, но, вопреки всему, она сохранилась и сегодня является одной из хранительниц традиций вуза и, вместе с тем, главным источником информации о его жизни, планах и перспективах.
Рождение газеты
Днем рождения «Київського політехніка» можно считать 21 апреля 1927 года. Именно в тот весенний день студенты, преподаватели и работники Киевского политехнического института им. Х.Раковского (по традиции тех времен, Киевский политехнический институт носил имя известного революционного деятеля, который с 1921-гопо 1923 год возглавлял Совет народных комиссаров УССР) получили первый номер новой общеинститутской печатной газеты, которая пришла на смену стенгазете «КПІР». Ни одного выпуска этой стенгазеты не сохранилось. Поэтому судить, насколько четко печатное издание придерживалось ее линии, теперь невозможно, но, безусловно, общее настроение предшественницы в нем сохранилось. Об этом свидетельствуют строки передовицы, в которой редакция знакомит читателей со своей программой: «…Печатная газета — это есть очередная, высшая ступень общественной работы в вузе.
КПИ растет количественно каждый год, и связь между факультетами и между партийными и общественными организациями становится все труднее поддерживать. Руководства общего недостаточно — нужен обмен опытом, нужно изобличение ошибок, нужны умные, целесообразные указания.
Это и должен выполнить «Київський політехнік». Он должен зажечь у профессора или у студента, или у служащего жажду к созданию общедоступных обстоятельств дружной, академической работы. …Есть у нас и недоразумения, и даже ошибки. Их не исправишь простым административным росчерком пера, их не устранишь стоном и оханьем, сидя на окнах коридоров институтских. Надо работать. Надо взять себя самого в кулак и так работать, чтобы и другого заохотило!»
В те времена ни одна газета не могла обойтись без прописных идеологических штампов, но не это определяло лицо «Київського політехніка». Первые же его номера стали заявкой на серьезное и интересное издание о жизни института в контексте жизни страны.
Первый и последующие номера газеты были двуязычными. Хотя этот период вошел в историю как «период украинизации», то есть возвращение народа, населявшего территорию нашей страны, к его корням, материалы печатались в таком виде, в каком их подавали авторы: и на украинском, и на русском языках. Это, между прочим, опровергает тезис об «ужасах» украинизации, о которых иногда любят разглагольствовать некоторые хулители украинского культурного возрождения. Переводить на украинский все, что печаталось в те времена на территории Украины, на самом деле никто не заставлял. А украинский язык в издании был очень хороший, без каких-либо уродливых языковых искажений. Заслуга в этом, конечно, не в последнюю очередь первого главного, или, как тогда его называли, — ответственного редактора. Впрочем, о нем следует вспомнить отдельно.
Первый редактор
Первые номера газеты подписаны неким Иваном Мойсей. Его фамилия знакома разве что историкам литературы, посвященным в загадки псевдонимов украинских литераторов. Но это — настоящая фамилия известного и в свое время очень популярного писателя, которого мы знаем как Ивана Ле, — в недалеком будущем автора одного из первых в советской литературе «производственных» произведений «Роман міжгір’я», многих повестей и рассказов, эпических исторических романов, известнейшим из которых является «Богдан Хмельницький».
Иван Мойся стал студентом Киевской политехники в начале 1920-х годов. К тому времени за плечами у юноши был серьезный жизненный опыт (родился он в 1895 году в семье безземельного землекопа в селе Мойсенцы на Черкасчине), годы тяжкого труда, война и революция. Возможность получить высшее образование пришла к нему в том возрасте, когда люди зачастую уже считаются опытными специалистами в избранной отрасли. Правда, и он тогда уже становился популярным как один из молодых писателей, подающих необычайные надежды.
Своим псевдонимом писатель обязан черкасской газете «Приднепровье», печататься в которой начал еще в 1913 году. Однажды ее работники не смогли разобрать подпись под рукописью и вместо фамилии подверстали под корреспонденцией две первых буквы слова, следующего после имени автора. Поскольку подписывал свои рукописи юный корреспондент полностью — Иван Леонтьевич Мойся, то Иван Мойся стал Иваном Ле.
В 1922 году Иван Мойся был зачислен на рабфак КПИ, потом поступил на строительный факультет института. Но его все больше привлекала литература. Именно Иван Мойся, или Иван Ле, стал инициатором создания «Группы молодых писателей КПИ», в состав которой вошли любители литературы со всех пяти тогдашних факультетов института. Членом этой группы стал и Юрий Яновский — еще один будущий выдающийся украинский писатель. А в 1927 году, по инициативе Ивана Ле, был создан Киевский филиал Всеукраинского союза пролетарских писателей (ВУСПП).
В марте увидел свет первый номер издания этого писательского объединения — «Літературної газети», редактировал которую тот же Иван Ле. Газете была суждена долгая жизнь — она и сегодня остается органом Национального союза писателей Украины; современные читатели знают ее как «Літературну Україну».
А еще через месяц вышел из печати и первый номер «Київського політехніка», главным редактором которого также был Иван Ле — Иван Мойся. Так студент-технарь и вместе с тем начинающий литератор стал «отцом» не только художественно-критической газеты, адресованной почитателям изящной словесности, но и издания для своих однокашников — будущих командиров производства, инженеров и ученых.
Реорганизации и изменения
В печатном виде газета выходила почти полтора года, но потом из-зафинансовых проблем (она была самоокупающейся) снова перешла в формат общеинститутской стенгазеты. В таком виде она выходила недолго, и с 20 января 1929 года была возобновлена, но под другим названием. Теперь газета называлась так же, как институт, — просто «КПІ».
Впрочем, название института вскоре изменилось. Более того — его полностью реорганизовали. Это было связано с волной изменений, накрывшей высшие учебные заведения. Индустриализация требовала все больше специалистов, способных не только возглавить производственные коллективы, но и стать творцами новой, не хуже чем западная, техники. В июле 1928 года вопрос подготовки инженеров даже был вынесен на рассмотрение очередного пленума ЦК ВКП(б). Задачи, которые ставились перед вузами, пленум сформулировал в резолюции «Об улучшении подготовки новых специалистов». В следующем году на ноябрьском пленуме ЦК приняли еще одну резолюцию, посвященную этому вопросу: «О кадрах народного хозяйства». В вузах начались реорганизации: открывались новые факультеты и институты, расширялась номенклатура специальностей, по которым готовили специалистов, перетасовывались руководящие и преподавательские кадры, менялись принципы организации студенческой производственной практики. Эти процессы не обошли и КПИ. В 1930 году, по решению Высшего совета народного хозяйства УССР, на базе его факультетов были образованы восемь самостоятельных отраслевых вузов.
Правопреемницей газеты «КПІ» стала многотиражка одного из этих отраслевых вузов — Киевского машиностроительного института. Называлась она «За червоні кадри».
Реорганизация высшей школы на этом не закончилась. В 1934 году Машиностроительный, Энергетический и Химико-технологический институты снова объединили в один вуз, получивший название Киевский индустриальный институт (он носил его до 1944 года). Размещалось это учебное заведение в тех же корпусах и на той же территории, которая принадлежала и принадлежит Киевской политехнике.
Институт стал одним из крупнейших и мощнейших — как по численности студентов и преподавателей, так и по оснащенности — технических вузов страны. Конечно, такой вуз просто должен был иметь собственную газету, и издание многотиражки продолжалось, только уже под названием «Пролетарський студент». Однако с №15 (100) от 17 декабря 1936 года оно снова изменилось: газета стала называться «Радянський студент». До июня 1941 года институтская газета выходила регулярно, и до войны вышло еще более 200 номеров (по сквозной нумерации — более 340).
Годы войны
Война коренным образом изменила образ жизни всей страны и, разумеется, Киевского индустриального института. В первые же недели были призваны и ушли добровольно на фронт 650 его студентов, работников и преподавателей. Около 300 студентов последнего курса после краткосрочной военной подготовки направили в войска командирами подразделений, еще 300 — откомандировали на ускоренные курсы военных политработников и после их прохождения также отправили на фронт. А в начале июля 1941 года началась эвакуация института в Ташкент, где он должен был разместиться и работать на базе Среднеазиатского индустриального института. Студентов второго-пятого курсов, которые выехали в Ташкент, свели в 31 учебную группу. Однако через несколько недель оба вуза объединили в один, в котором восстановили и выпуск общеинститутской газеты — конечно, также общей.
Освобождение столицы Украины 6 ноября 1943 года позволило начать работу по возобновлению деятельности института в Киеве, и уже во второй половине января 1944 года приемная комиссия приступила к набору первокурсников и восстановлению студентов старших курсов. В апреле этого же года Киевский индустриальный институт отделился от Среднеазиатского, 29 мая было принято постановление Совнаркома УССР о мерах по подготовке его к новому учебному году, и в июне-августе институт вернулся в Киев. В июле 1944 года институту было возвращено его название: он снова стал Киевским политехническим. А 1 октября этого же года начался первый после реэвакуации учебный год.
«Радянський студент», «За радянського інженера» и снова «Київський політехнік»
Издание институтской газеты «Радянський студент», сначала как стенгазеты, а позже — в печатном виде, было возобновлено в конце 1945 года. Выпускать печатное издание с четкой периодичностью какое-то время не удавалось, и только с 1 января 1949 года газета снова начала выходить регулярно, причем под новым названием — «За радянського інженера». Под этим названием помнят ее поколения студентов, учившихся в КПИ с послевоенного времени и вплоть до обретения Украиной независимости. К сожалению, была утрачена сквозная нумерация газеты: номера, которые вышли из печати перед эвакуацией, не сохранились, практически невозможно установить количество ее номеров в Ташкенте (тем более общих с газетой Среднеазиатского индустриального института) и количество выпусков по возвращении в Киев, поэтому приняли решение с 1 января 1949 года вести новую нумерацию.
Тектонические сдвиги конца восьмидесятых годов ХХ века, которые привели к распаду СССР и образованию независимых государств, сказались и на деятельности КПИ. О том, как изменилось это учебное заведение, о перспективах, открывшихся перед ним, и трудностях, которые пришлось преодолевать его коллективу, можно написать фолианты. Сегодня это уже не институт, а Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт» — ведущий вуз нашего государства. Но даже то, что в названии сохранено первое его имя, свидетельствует о верности традициям. Эта верность — и в возвращении первого названия университетской газете: с 1988 года она снова называется «Київський політехнік», и снова, как и в течение всей своей истории, является главным летописцем событий, происходящих в стенах крупнейшего в Украине высшего учебного заведения.
Додати коментар