Тем не менее, при царе-батюшке существовали меценаты, неравнодушные к народному просвещению. И порой оплачивали сполна для какой-нибудь земской школы детскую экскурсию в “мать городов русских”. Здесь, в Киеве, педагог-священник Михаил Стельмашенко, председатель Экскурсионной комиссии Киевского учебного округа, специально для подобных случаев составил и издал “Карманный путеводитель по Киеву с указанием трехдневного маршрута”. Стоил он аж 10 копеек, и с его помощью любой сельский учитель мог сопроводить своих питомцев по киевским достопримечательностям, рассказывая о них в духе верноподданническом и благочестивом…
При советском режиме, казалось бы, все стало намного демократичнее. Да и посещение с познавательными целями исторических мест было объявлено составной частью социалистической культуры. На этот предмет Лавру превратили в “музейный городок”, на гостином подворье устроили центральную базу для экскурсантов. Учебные заведения побогаче охотно пользовались ее услугами, отправляя в Киев группы школьников и студентов.
Стоимость “тура” в древний город была не столь уж заоблачной – всего-то рублей пять или шесть на человека. Но для ребятишек из бедных сел и это была сумма неподъемная, собирать ее можно было годами. Сохранились сведения о том, как 80 лет назад, летом 1927 года, школьники из села Лысянки осуществили свою мечту – побывать в Киеве. Они подготовили театральную постановку по произведениям Бориса Гринченко, дали несколько платных спектаклей в окрестных селах и на сахарных заводах и так наскребли нужные средства. Но при этом приходилось экономить буквально на всем.
Добраться до места назначения дешевле всего оказалось пароходом, а до него от села пешком – полста верст. Экскурсанты вместе с учителем решили заночевать прямо в школе, чтобы выйти засветло и успеть на нужный пароход. Ночь не спали, предвкушая будущие впечатления, даже песни пели…
Но вот, наконец, дорога позади, и по Владимирскому спуску гости поднимаются от пристани в вожделенный город. Экскурсанты в шоке. С раскрытыми ртами проходят мимо витрин крещатицких магазинов: “Ні, мабуть, ніколи в нас на селі такого не буде”… А добравшись до базы в Лавре и едва отдышавшись, тут же спешат в справочное бюро, чтобы узнать, где какие экскурсии проводятся. Выбирают их для себя по одному критерию – те, на которые можно получить бесплатного экскурсовода. А сами жалуются: “Хоч бы книжку якусь видали, недорогу, де було б усе з’ясовано, а то на керівника грошей не вистачає”. Что ж поделаешь, путеводитель монархиста Стельмашенко не подходил по идейным соображениям, а выпустить новый в Главпросвете покамест не удосужились.
Экскурсии задаром проводили в сельскохозяйственный или кооперативный музей. Ну, и в Музей революции, само собой. Но некоторым повезло посетить на дармовщину зоопарк, и это произвело на детишек куда большее впечатление. Обедали на лаврской базе. Там за 55 коп. готовили обед лучше, чем в городских столовых, к тому же можно было поставить столы на открытом воздухе, любуясь дивными пейзажами Лавры и Заднепровья.
Когда ходили по городу, конечно, много было искушений. Но учитель периодически возвышал голос: “Хлопці, минайте мороженика! А то ні за що буде додому їхати”. А перед ночлегом тот же учитель поручил нескольким школьникам, несмотря на усталость и позднее время, подготовить стенгазету, посвященную всему увиденному. Чтобы впечатления не пропали, а запечатлелись на много лет.
Говорят, к хорошему привыкаешь легко. Можно жить годами в самом красивом городе мира и не обращать особого внимания на его красоту. Можно не знать, где в этом городе расположены музеи или предпочесть потратить три или пять гривен, необходимые для их посещения, на бутылку доброго пива. Но иногда важно отдать себе отчет в том, что мы имеем и что порой, к сожалению, не ценим. Чтобы это почувствовать, представим себе мальчишек и девчонок 80-летней давности, которые с такими трудностями добирались до города своей мечты…
Жаль, что в публикации использовали фотку похуже качеством и не взяли снимок экскурсии тех же ребят по Лавре
http://www.ljplus.ru/img3/m/i/mik_kiev/excurs1.jpg" target="_blank" rel="nofollow">http://www.ljplus.ru/img3/m/i/mik_kiev/th_excurs1.jpg" width="200" height="221" border="0">
(кликабельно)
Обратите внимание на мосты через Днепр. Правее виднеется старый Железнодорожный мост. А левее и ближе – так называемый "стратегический" деревянный мост, построенный во время Первой мировой войны в районе Наводницкой переправы. Он не так часто встречается на старых фото. Его первым восстановили после гражданской войны, и до постройки в 1925 г. моста им. Евгении Бош (там, где нынешний мост метро) это была единственная стационарная шоссейная переправа через Днепр в Киеве. Вскоре после освобождения Киева в 1943-м там тоже восстановили временный автомобильный мост, а в 1953-м его заменили капитальным мостом Патона.