— Примус состоял из латунного бачка литра на полтора, с выпуклыми днищем и крышкой, — рассказывает 93-летний Максим Сердюк. — Стоял на трех ножках. Сверху конфорка чугунная. Заливали керосин в бачок, накачивали воздух, и давление выдавливало керосин через сопло, распыляло, и горело.
— Лучше было не докачать примус — будет только коптить, — заверяет Наталия Сорокина, 54 года, родом из Броваров под Киевом. — Перекачать — керо си н польется через край. Может вспыхнуть не только примус, но и стол.
Когда недоставало керосина, бывало, в примус заливали бензин. А чтобы не взорвался, добавляли кухонной соли.
— Говорили, если насыпать соли, то этой беды не будет, — объясняет писатель Богдан Жолдак, 60 лет. — На Евбазе, на других киевских базарах, везде продавали всякие порошки. Если их досыпать в бензин, то примус якобы не загорится. Ложь. Примусы взрывались часто, смертельная это была штука. У нас был друг, лысый наполовину. В детстве он бросил на примус здоровенную целлулоидную куклу. Та вспыхнула, и прибор взорвался.
Когда забивалась форсунка и примус начинал коптить, ее прочищали специальными иглами. Торговали ими как в государственных магазинах, так и кустари на базарах. Киевлянка Федора Фенёк, 1905 г. р., вспоминала, как лет 80 тому на Евбазе — где теперь универмаг ”Украина” и площадь Победы — старый еврей выкрикивал:
— Иголки, иголки, примусные иголки! Налетай, покупай, товар свежий, первый сорт! Не гнутся, не ломаются, не кусаются, всем хозяйкам улыбаются!
На 10 коп. можно было приобрести пачку — 10 примусных игл.
|
|
Рисунок примуса с указанием всех его частей и деталей. ”Книга домохозяина”, 1932 год (источник: khrapunov.livejournal.com) | |
— Примусы покупали в скобяно й лавке, где продавались всякиея железяки, кастрюли, сковородки. Их еще называли ”железные лавки”. Здесь же и керо си н продавали, — вспоминает 88-летняя Ева Нарубина, мать Жолдака.
Керосин для примусов ” керо синщики” также развозили по дворам в металлической цистерне.
— А на Донбассе, откуда я родом, бывало, едет дядя с дудкой, дудит. Мол, бабы, выбегайте с ведрами или с бидонами — едет керо си н, — добавляет Ева Нарубина. — Конем везет бочку и продает этот керо си н.
Бутылки для керосина, чтобы не разбились, обплетали ремешками, лозой, соломой или проволокой. Выходило что-то похожее на грузинские или болгарские бутыли с вином.
— В 1948 году завершили строительство газопровода Дашава – Киев, и столицу начали газифицировать. Эра примусов пошла на убыль, — подытоживает Максим Сердюк, который был начальником строительства этого газопровода.
— Киевские мусорники в 1950-х были завалены примусами и керогазами, — вспоминает Богдан Жолдак.
Остап Бендер упоминал вечную иглу для примуса
В начале войны очереди за керосином для примусов стояли в городах, даже в Москве, большие, чем за хлебом. Горожане были зависимы от примуса так же, как теперь — от газа в кухне.
Примусы появились в конце ХІХ ст., когда швед Франц Вильгельм Лунквист придумал ” керосинку без сажи” и продавал соседям. В 1891 году стокгольмская фирма ”Северт” начала выпускать серийный ”Примус”, то есть ”первый” с латыни. Его конструкция и дизайн и до сих пор поражают совершенством. Это как револьвер: улучшить невозможно, легче придумать что-то другое. Он был надежным, хоть и не без недостатков: забивалась сажей форсунка. Остап Бендер в романе ”Золотой теленок” не мечтал о вечной игле для примуса.
В 1891 году шведы брали с собой примус, когда летали на Северный полюс на воздушном шаре. В 1911-м норвежец Амундсен с этим бытовым прибором ходил на Южный полюс. Примусом до сих пор пользуются туристы и альпинисты. По принципу действия на примус похожа его старшая сестра — паяльная лампа. Зимой ее еще применяют шоферы для разогрева двигателей. А сельские мужики, — чтобы осмалить кабана.
Во времена своей наибольшей популярности, первой половине XX ст., примус был предметом преимущественно городским. А в наших селах тогда готовили еду в печах. Скажем, автор этих строк в детстве (конец 1950-х) не видел ни у одного из односельчан примуса. Однако слышал это слово. Но оно ассоциировалось с другим популярным тогда понятиям — ”примус овка”, что означало ”принудительные работы”. Например, за хулиганство могли дать 15 суток, а за украденный в колхозе мешок зерна — несколько месяцев ”примус овки”.
Впоследствии, в 1960-х, были распространены в селе керогазы. Их использовали летом, чтобы быстро что-то сварить и не топить печь. Керогаз не так эффективен, как примус. Действовал, как керосиновая лампа, — горела не форсунка, а гнет. Керогазы позаимствовали после войны у немцев и выпускали массово — одно- и двух ком форочные. Прибор простой и дизайн простецкий. Теперь на керогазах и примусах готовят разве что там, куда не дошел газ.
Булгаковский кот Бегемот в ”Мастере и Маргарите” говорил: ”Никого не трогаю, чиню примус!” Несколько лет назад хотели поставить 12-метровый памятник примусу в Москве на Патриарших прудах, где впервые появился кот Бегемот и другие герои романа Булгакова. Тот примус должен был гореть, как вечный огонь. Но все закончилось ничем.
Очень научная статья.Но все же авторы статьи похоже подзабыли свой "примусный" опыт.Иначе бы они не описали принцип работы примуса такой весьма странной фразой:
"Заливали керосин в бачок, накачивали воздух, и давление выдавливало керосин через сопло, распыляло, и горело."
Кто горело?Если давление,то оно не горит,а если керосин (он,а не оно)то он гореть не будет сам по себе ни от какого распыления.
На самом деле примус начинал работать только тогда ,когда струйка керосина вырывавшаяся под давлением из форсунки,растекалась по раскаленной докрасна головке примуса.Принцип работы примуса весьма схож с принципом работы паяльной лампы.Но керосин -не бензин,он не так легко воспламеняется, и разогревать докрасна головку перед пуском приходилось наливая денатурат в кольцевую канавку вокруг головки.Собственно говоря докрасна разогревалась не вся головка,а тоненькая сменная обечайка в виде кольца на нее устанавливаемая и легко раскаляемая.Кольца эти прогорали насквозь и их приходилось менять часто.
Поскольку моя очень старенькая бабушка не была на "ты" с этой техникой,то разжигать примус,следить чтобы он не забился в процессе работы и прочищать форсунку было моей обязанностью.Помню плакаты обращенные к домохозяйкам призывающие их не оставлять примусы без присмотра.Прибор этот был весьма опасен в эксплуатации.Керосинка (Керогаз)работала с помощью фитилей,не требовала давления и была не так опасна.Правда не так эффективна.Но это уже другая история.