«Восточный след» Александра Дюма
Надо сказать, что порой личности жителей Киева трансформировались в художественную литературу в совершенно неожиданных ракурсах. Так произошло с персонажем одного из самых читаемых произведений ХІХ века – романе Дюма «Граф Монте-Кристо». И не последнюю роль сыграл тут французский подданный граф де Лагард, пребывавший на дипломатической службе в Киеве в 1811 году. Граф представлял собой типаж очень любознательного человека, общался с местной аристократией, посещал балы в доме губернатора Милорадовича и воспевал в своих дневниках «волшебный колорит прекрасной киевской ночи».
Бывал Лагард и в доме Константиноса (Константина) Ипсиланти, грека по национальности, господаря Молдовы и Валахии, вынужденного искать приют в Киеве после подавления антитурецкого восстания, возглавляемого его отцом. В задушевной беседе выплывали порой такие интригующие подробности, что любознательный француз тут же заносил их в свой пухлый, видавший виды, альбом.
Кто такой Ипсиланти?
Константин Александрович Ипсиланти, потомок старинного княжеского рода, родился в 1760 году в Стамбуле, в квартале Фанар, где в большинстве своем проживали выходцы из Эллады. Имея знатное происхождение, Константин быстро продвигался по службе и вскоре достиг наивысших должностей при дворе повелителя Оттоманской империи. Султан назначил его великим драгоманом (должность, соответствующая посту министра иностранных дел) и доверил управление Молдовой (1799-1802) и Валахией (1802-1806 годы).
Но Константин хорошо помнил о судьбе своего отца, тоже правителя Молдовы и Валахии Александра Ипсиланти, которого казнили турецкие власти за организацию восстания в 1798 году. Унаследовав отцовские убеждения, он продолжал его политику, участвуя в заговоре. Участвовал в заговоре с целью освобождения Греции от османского господства. Когда его замыслы были раскрыты турецкому правительству французским посланником Себастиани, Ипсиланти бежал в Россию, отделавшись лишь конфискацией имущества. Его попытки склонить императора Александра I к активной политике в пользу Греции не увенчались успехом; русские власти относились с крайней подозрительностью к его оживлённым сношениям с революционерами Балканского полуострова. Правда, в 1806 году во главе 20 тысячной русской армии вернулся в Бухарест, но тильзитский мир положил конец его планам по освобождению Греции. До конца своей жизни опальный драгоман жил в Киеве. Старший сын князя, Александр, поступил на службу на должность адъютанта при царе Александре І, а младший, Дмитрий – адъютантом генерала Раевского, жившего в Киеве на современной улице Грушевского. Царь выплачивал старшему Ипсиланти ежегодную пенсию в сумме 25 тысяч рублей.
Интриги султанского двора
Жизнь греческого патриота была наполнена приключениями. Лагард подробно записал откровения князя и, приехав в Париж, опубликовал их в своих мемуарах. Особое место в записках француза занимали рассказы Ипсиланти о тайных интригах султанского двора, об отравителях, которые по приказу повелителя Оттоманской империи угощали гостей вином или щербетом, смешанными с ядом. Упоминался там и правитель Хасан-ибн-Сабба, известный тем, что в сырой щербет подсыпал гашиш, после чего его «фидави» (то есть, обреченные) уходили на тот свет в состоянии сладкого опьянения.
Эти восточные тонкости внимательно изучил великий Александр Дюма работая над сюжетом романа «Граф Монте-Кристо». Видимо, записки де Лагарда попались ему на глаза позже, когда главная линия романа была уже определена на базе очерка Жана Пеше «Алмаз и мщение» (с аналогичной фабулой), а действия произведения были ограничены треугольником Марсель-Рим-Париж. И вдруг в распоряжении автора оказывается интрига на хоть и близком, но все-таки загадочном востоке, да еще какая! Наполненная романтикой и поэзией сказок «Тысячи и одной ночи», но при этом невыдуманная, отражающая период национально-освободительной войны греков за свою независимость, участником которой был и Константин Ипсиланти.
«Киевский Монте-Кристо» умер в 1816 году и был похоронен в Георгиевской церкви в старом городе. Затем прах князя был перенесен в Успенский собор Киево-Печерской Лавры (сегодня в одном из двориков музея можно увидеть его надгробие со скульптурой). Дом, в котором жил Ипсиланти, существует и поныне, его адрес улица Январского восстания (Мазепы), дом 6.
Нелишне заметить, что на шумных приемах во дворце Милорадовича в разные времена бывали и другие лица, тесно связавшие свою судьбу с Францией. Историк Щероцкий пишет в одном из своих трудов пишет: «звездою общества была графиня Эвелина Ганская, вышедшая за писателя Бальзака, изобразившего ее в романе “Le peys dans lah valice”. Оноре де Бальзак ходил по киевским улицам, посещал Контрактовый дом, любовался заднепровскими далями.
К сожалению, семейное счастье новобрачных было недолговечным. Через три месяца после приезда супругов в Париж, в августе 1850 года, автор «Человеческой комедии» скончался. На похоронах писателя, среди признанных корифеев французской литературы присутствовал и Александр Дюма, так никогда и не побывавший в древнем Киеве, последнем пристанище известного ему со слов де Легарда князя Ипсиланти.
Швейк тоже появился в Киеве
Но не только граф Монте-Кристо, но и многие другие всемирно известные литературные герои вышли с днепровских берегов. И, наверное, завсегдатаи пражского кабачка, куда по преданиям любил захаживать бравый солдат Швейк, сегодня и не предполагают, что их знаменитый герой родился не в Чехии, как этого следжовало ожидать, а в стольном украинском граде Киеве. Именно здесь жил в 1915 году чешский писатель Ярослав Гашек, добровольно сдавшийся в плен российским войскам и, проведя некоторое время в дарницком лагере для военнопленных, был определен в чешский батальон русских войск.
Следует сказать, что Гашек не впервые оказался в местах заключения. Еще в начале войны с Россией будущий литератор, поселившись в одной из пражских гостинниц, оставил в книге приезжих следующую запись: «Ярослав Гашек, купец, родился в Киеве, приехал из Москвы». Эта безобидная шутка стоила «киевскому купцу» ареста и пяти суток на тюремных нарах.
Мог ли тогда предположить остроумный чех, что город над Днепром действительно станет его второй Родиной? Находясь в лагере для военнопленных в Дарнице, Гашек был поражен находчивостью и смекалкой своего друга Франтишека Страшлипки, который попадая, казалось бы, в безвыходную ситуацию,с честью выходил из них. В блокноте сатирика появляются первые штрихи к портрету бравого и предприимчивого служаки. В 1916 году отставной ефрейтори Гашек поселился в гостиннице «Прага» (ул. Владимирская, 36) и приступил к осуществлению своей давнишней мечты – написанию остросюжетного юмористического романа на военную тему. В июле 1917 года в библиотечке журнала «Чехослован», издаваемого в Киеве, появилась небольшая повесть Гашека «Бравый солдат Швейк в плену». Первый блин не оказался комом. Читатель принял книгу с огромным интересом, и это дало автору моральное право продолжить эпопею похождений веселого вояки. Так мир узнал о бессмертном бестселлере писателя под названием «Приключения бравого солдата Швейка во времена мировой войны».
Не перестая удивляться тупости работников Киево-Печерского музея заповедника. Они установили (пусть и за денюжку греков)на территории музея псевдонадгробие Ипсиланти.Многие считают, что Константинос здесь и погребен. Маразм полный. Хоть бы написаоли примерно такое: "Здесь установлена копия надгробия Ипсиланти, которое, как и погребение находилось в несуществующей ныне Георгиевской церкви. Перед ее разрушением, надгробие, представлявшее художественную ценность - его предписывают не только Пименову, но и Канове перенесли в Антирелигиозный музей (то есть в Успенский собор ВМГ), где оно и погибло при взрыве в 1941 году. Останки властелина Валахии и Молдовы вывезены на мусорную свалку. И не было бы вопросов.
Вообще, в этом сентябре Заповеднику стукнет 80. Возвраст маразма. Может пора и честь знать, передав строения обители Хозяину? Тогда порядок будет здесь. Конечно же, монахи должны будут придерживаться цивилизованных норм охраны наследия, входящего в ЮНЕСКО, но думаю, на голову кирпичи падать не будут... Кроме того бесит ценовая политика Музея. Цена билетов зашкаливает. А приписывают это монахам, многие не понимают, что Церковь отделена от государства, это разные институты, каждый со своим уставом. Приходится порой, проходя сквозь Святые Врата тысячу раз объяснять, что ты не турист, а идешь в обитель, помолиться. В ответ слышишь у местных "привратников" (дословно!!!) - Какого черта? Идите в монастырь не через МузЭй...
Прошу прощения за резкий тон. Наболело.
Одна фраза просто убила наповал. Явно автор передирал материалы, не слишком ознакомившись с матчастью самостоятельно.
Что значит "в Фанаре проживали выходцы из Эллады"? Стамбул в те годы и еще сто лет после этого назывался Константинополем, а Фанар был анклавом коренного населения города. Они, блин, не выходцы - это жители остальных районов выходцы из Туркестана.
Да и тема Ипсиланти недораскрыта - его сыновья Александр и Дмитрий, будучи лидерами греческой Освободительной войны, фактически, в ответе за то, что на карте современного мира существует Греция.