Где, к примеру, брали киевляне воду, когда не было водопровода? Кто-то копал колодцы, кто жил ближе к Днепру – черпал прямо из реки, а остальные прибегали к услугам водовозов. Специальная повозка с большой бочкой развозила воду главным образом по возвышенным районам города. Конечно, не так-то просто вознице-водовозу было заставить измученную лошадь в который раз взбираться на киевские кручи. Приходилось настойчиво работать кнутом, сердя и горяча коня. С тех пор все знают: на сердитых воду возят.
Куда девались отходы и нечистоты, когда не было канализации? Если не гнили на вонючих пустырях, то вывозились за город специальными ассенизационными повозками. Их хозяев – специалистов по вычистке нужников – народ иронически называл «золотарями».
В отсутствие электрического освещения на улицах горели керосиновые или газовые фонари. Профессиональные фонарщики вечером зажигали их, утром гасили. Сейчас на Андреевском спуске и прилегающих к нему улицах можно увидеть подобие старинных фонарей. Сверху на них торчат чугунные штыри. Они служили для того, чтобы фонарщики опирали на них свои лесенки, взбираясь к фитилю.
Нынешних СТО и авторемонтных мастерских тоже когда-то не было, как и самих автомобилей. А были кареты и телеги. Их изготовлением и ремонтом занимались мастера-каретники. Но в Украине их нередко называли «стельмахами» (от польского «stelmach» – колесник, каретник), а мастерские – «стельмашни». Кстати, теперь понятно, что означает фамилия известных украинских писателей Михаила и Ярослава Стельмаха.
Комичное определение давали владельцам возов, когда-то предназначенных для транспортировки земли, стройматериалов и строительного мусора. Их именовали «каламашниками». Это от названия самих возов-«каламашек», а точнее «колымажек». Без каламашников редко обходились крупные стройки. Писатель Константин Паустовский, живший в детстве в Киеве на Святославской улице (нынешняя Чапаева), вспоминал, что эта улица тогда еще только застраивалась, и каламашки сновали по ней взад и вперед.
Кстати, в той же книге воспоминаний Паустовского «Повесть о жизни» можно встретить имя и фамилию соседа юного Константина по гимназической парте – Эммануила Шмуклера. В этой забавной фамилии скрыто название старинной профессии. Шмуклерами (от немецкого «Schmuck» – украшение) называли изготовителей всякого рода позументов, галунов, тесьмы, мудреных шнуров и прочего; обо всем этом так и говорили: шмуклерский товар. К слову, эта профессия, хоть и редкая, не совсем еще вымерла – ведь сейчас и для военных мундиров, и для прочей униформы, и для оригинальных богатых нарядов все чаще требуется «шмуклерский товар».
Далеко за примерами ходить не надо. Мой прадед был шмуклером, работал в артели на Крещатике, 54, и имел ученика.
А еще владельцев повозок, которые вывозили землю называли "Грабари", вернее не владельцев, а рабочих, которые перепланировали землю при строительстве. Учитывая Киевский рельеф и строительные лихорадки, грабарей в нашем городе было огромное количество. Для них всегда была работа.
Ну, проще говоря, грабарями называли землекопов. Для них и сейчас есть работа. Когда я был студентом и молодым специалистом – грабарил на практиках, отработках и субботниках ойейей сколько 🙂