На самом деле, граффити в Киеве появились задолго до рождения баллончика с аэрозолем, при помощи которого можно нарисовать витиеватый орнамент или банальный мат. В середине прошлого века советские историки (Рыбаков, Высоцкий) заинтересовались надписями, выцарапанными на стенах собора Святой Софии. Была там, например, такая запись: «В лето 6562 месяца февраля 20-го кончина цари нашего». Приблизительно в это время ушел в лучший мир Ярослав Мудрый во времена правления которого храм был построен.
Совсем недавно были обнаружены граффити в той же Софии из-за которых вспыхнул конфликт между историками – согласно каноничной версии возводили церковь при Ярославе, а буквы, нацарапанные на стене свидетельствуют о том, что строить ее начал еще отец Мудрого Владимир. Впрочем, эта история заслуживает отдельного повествования, а из других загадок тех времен заслуживает особого внимания находка в алтаре Михайловского придела Софии Киевской. На шкатулке неизвестным грамотеем была выцарапана целая «альтернативная» азбука, в которой двадцать семь букв: 23 греческие и 4 славянские (б, ж, ш, щ).Некоторые исследователи считают, что данный алфавит – нечто среднее между греческим и кириллицей. И получили мы его лишь благодаря человеку, который любил использовать для своего самовыражения неподходящие поверхности.
А вот авторы росписей в Луцких казармах, размешавшихся на улице Дегтяревской, нашли для своего творчества самое адекватное место. Энциклопедия «Киев» тридцать лет назад писала об этом феномене с пафосом: «Монументальные настенные росписи в здании красноарм. казарм бывш. 165-го Луцкого пехотного полка 42-й пехот, дивизии. Здание сооружено в 80–90-х гг. на Дегтярёвской ул. (ныне ул. Пархоменко). Росписями клеевой краской по штукатурке были покрыты стены всех помещений, в том числе лестничных клеток. Работы велись весной и летом 1919 большим авторским коллективом, в состав которого входили М. Л. Бойчук и ученики руководимой им мастерской монументальной живописи Украинской государственной академии искусств Т. Л. Бойчук, И. И. Падалка, О. Т. Павленко, В. Ф. Седляр и др., Н. И. Струнников с группой учеников Киевского художественного училища и др. Росписи имели революционно-агитационный характер. В них утверждались идеи братского единства русских и украинских трудящихся, всенародной защиты завоеваний революции от её врагов, союза рабочих и крестьян, мира между народами, воспроизводились сцены мирной трудовой жизни народа, красноармейского быта. 14 композиций, исполненных учениками М. Л. Бойчука («Мир», «Застолье», «На страже», «Гуляй, душа, без кунтуша», «Битва с гидрой контрреволюции», «Пахота», «Жатва», «С поля», «В красноармейской столовой», «В красноармейских лагерях» и другие), возрождали черты древнерусского и древне-укр. монументального искусства. Наряду с сюжетными мотивами они включали в себя украинские народные орнаменты. Стенописи Н. И. Струнникова и его учеников («Борьба с самодержавием», «Борьба с капиталом», «Борьба с Антантой», «Шах и мат белому королю») носили символико-аллегорический характер. Росписи не сохранились».
Энциклопедия не уточняет, что не сохранились не только росписи. Михаил Бойчук и его ученики-«бойчукисты» за попытки внести в свои работы национальные украинские мотивы были обвинены в украинском национализме, арестованы и расстреляны в 1937 году.
Додати коментар