И.о. мэра столицы Александр Попов отдал на растерзание «райтерам», как называют себя сами граффитчики, подземные переходы скоростного трамвая, окончательный запуск которого ожидается весной следующего года. Еще летом заместитель киевского головы Александр Мазурчак выступил с инициативой официально выделить в различных районах столицы места «под разрисовку».
Речь, конечно, не о бесчисленных каракулях имени себя, любимого – так называемых «тэгах», которыми пестрят стены гаражей и многоэтажек, а о полноценных художественных работах. Кроме того, как пояснил «Комментариям» участник киевской граффити-команды «Інтересні казки» Владимир Waone Манжос, стоит различать собственно граффити – замысловато нарисованный шрифт, и стрит-арт – полноценные картины. Именно на последние обратили свое внимание городские чиновники в Украине.
По сути, стрит-арт пока что остается полулегальным занятием. Но в Киевской горадминистрации заверяют, что ориентируются на легализацию граффити. И в меру сил помогают в продвижении красочных идей в массы. Так, месяц назад в Киеве стартовал фестиваль стрит-арта «Муралиссимо» (от названия течения «мурализм», обозначающего роспись стен). «Нам выделили в городе 13 фасадов, один из них мы закончили – фасад галереи «Лавра», – рассказывает Владимир Манжос. – Еще два фасада сделали французы. Осталось девять. Когда у нас было совещание оргкомитета «Муралиссимо», мы решили, что будем потихоньку работать и в спальных районах, присматривать стены. То есть до весны в списке может быть уже не 13, а больше объектов».
Не отстают от столицы и регионы. Так, за последние несколько лет картины украсили и стены харьковских зданий. В интервью «Комментариям» глава Дзержинского райсовета г.Харькова Владимир Катковский отметил, что руководство города старания уличных художников поддерживает и даже выступает инициатором многих проектов. Впрочем, инициативе снизу тоже препятствий не чинят – буквально за год благодаря стрит-арту преобразилось несколько харьковских дворов. «Если есть разумное желание и понимание, как это организовать, то сложностей никаких не будет. Домовые советы не против попробовать. И то, что мы сделали, – лишь маленький шажочек по сравнению с тем, к чему хотелось бы прийти, что уже есть в больших европейских городах. Ведь если взять картины из Амстердама, Мюнхена, Москвы, то можно увидеть, как все красиво превращается в разноцветные странички из книжки», – говорит Катковский. А к весне, не исключает чиновник, в Харькове вообще реализуют такой проект, что остальная страна еще будет просить рассказать, как это удалось.
Доброжелательная позиция местных властей, в принципе, понятна: стрит-арт – неплохой способ благоустройства города. Тем более, что от власти, в общем-то, требуется не так уж много, – просто не мешать. Средства, как правило, выделяют спонсоры. Для примера, коммерческая стоимость творений «Інтересних казок» составляет $50–100 за квадратный метр. Участие французской команды в уже упомянутом фестивале «Муралиссимо» оплачивал Французский культурный центр, немцам помогало немецкое консульство, киевлянам – частные спонсоры. В регионах та же ситуация: за стрит-арт обычно платят предприниматели, сами заинтересованные в преображении собственных или арендуемых помещений.
Впрочем, не все так безоблачно в настенном королевстве. Так, депутат Киевсовета Александр Бригинец в разговоре с «Комментариями» отметил, что культурный уровень заказчиков и готовность автора идти на компромисс не всегда лучшим образом отражаются на качестве работ. «Я считаю, что происходящее с граффитчиками в некоторых случаях выглядит, как профанация. Особенно когда речь идет об оформлении переходов скоростного трамвая. Это уже не граффити. Когда оформление осуществляется малоизвестным автором, который легко поддается давлению заказчика, то художественный уровень работ уступает производственной необходимости и напоминает скорее детские рисунки. Поэтому я рассматриваю их как муниципальную попсу, которая должна вызвать протестные настроения среди других граффитчиков. Это вынудит их работать нелегально, против них будет работать киевская власть, но их работы будут более мощными, более творческими и талантливыми», – считает Бригинец.
Такую же мысль выразил в разговоре с «Комментариями» и Роман Минин, один из первых творцов стрит-арта в Харькове: «У нас сложилась добрая традиция, что художник сам по себе, никто ему не помогает и… и это хорошо! Потому что когда помогает власть, она начинает чувствовать себя как в баре: кто платит, тот и заказывает музыку. Заманивает художников на сотрудничество, обещая дальнейшие перспективы, но ничего подобного не происходит, ситуация тупиковая!» В итоге, сегодня Минин в Украине работает все меньше, предпочитая российскую Пермь, где и спонсируют лучше, и видения своего не навязывают.
«Сейчас, я так понимаю, в Харькове сложилась монополия, – объясняет Минин. – У власти своя эстетика, и она думает, что то, что нравится ей, нравится всем. У нас пошла тенденция украшать все в стиле какого-то Уолта Диснея: божьи коровки, цветы… И нет компетентного мнения, чтобы сказать, что плохо, что хорошо. Нет социальной смелости для каких-то амбициозных, неоднозначных проектов, никто не хочет идти на эксперименты». Художник предполагает, что в преддверии футбольного Чемпионата-2012 на харьковских зданиях массово начнут появляться изображения футболистов. «Это же не остроумно! Все равно, что новогоднюю елку оставить на весь год! И эти футболисты потом будут на стенах висеть годами», – отмечает Минин.
Между тем, по словам французского художника и фотографа украинского происхождения Антона Соломухи, на Западе пик внимания к стрит-арту прошел, да и сам он как явление идет на спад. В то же время, пусть и с опозданием, но украинский стрит-арт развивается и вызывает интерес у европейских коллег и галеристов. И тут неважно, будет ли поддерживать настенное творчество власть
Господа.хочу разукрасить свое авто"Таврия" в стиле графитти.Киев.Рассмотрю варианты.Тел 0949250594 Денис