“За содержание не отвечает”
Первый удачный опыт введения в оборот почтовых карточек предприняла в 1869 г. Австро-Венгрия. А во Франции год спустя появились первые иллюстрированные открытки (тему рисунков определила гремевшая в то время франко-прусская война). Спустя еще год новинкой заинтересовались и в России.
Формат почтовых писем был сравнительно невелик – 9х13 сантиметров. С одной стороны было место для адреса, снабженное надписями: “Это письмо может быть опущено в почтовый ящик и отправлено во все почтовые места империи. На этой стороне, кроме адреса, не дозволяется ничего другого писать”. Здесь же имелся государственный герб и знак почтовой оплаты в размере 5 копеек. Другая сторона представляла собой место для письма со своеобразным примечанием: “Почтовое управление за содержание письма не отвечает”.
Но с 1894 г. в России отказались от государственной монополии на выпуск открыток. Теперь их могли издавать частные фирмы, которые для большего финансового успеха предпочитали карточки увеличенного размера (10х15 см) с художественным рисунком. Правда, поначалу действовало ограничение: на стороне с адресом нельзя было писать ничего другого. Приходилось выкраивать место на лицевой стороне за счет изображения. Но в 1904-м это правило отменили. После этого картинки полностью завоевали одну из сторон открытки.
Картинки эти отличались необычайным разнообразием: виды городов, репродукции картин и святых икон, поздравительные изображения и т. п. Многочисленные издательства (в старом Киеве их насчитывался не один десяток) старались переплюнуть друг друга, чтобы завоевать сбыт именно своей продукции. Особенной изобретательностью отличался Дмитрий Марков, владелец фотоателье и издательства открыток на Крещатике. Он оживлял карточки всевозможными надписями типа “Привет из Киева” или “Красавец Киев шлет вам привет”. Изображение, которое казалось ему однообразным, Марков дополнял с помощью коллажа. Такие открытки не вписывались ни в какие рамки здравого смысла, но этот пестрый китч ценился невзыскательной публикой.
Нельзя сказать, что коммерческие открытки были так уж дешевы. Черно-белые карточки обычно стоили пятачок. Цветные “тянули” на гривенник (их либо делали способом многоцветной печати, либо в небольших типографиях вручную разрисовывали литографские печатные формы). Но для того, чтобы они прошли почту, нужно было еще наклеить марку в 3 копейки (такой тариф действовал в конце XIX – начале ХХ века; в период Первой мировой войны он повысился). Так что для бедного человека цена “кусалась”.
Впрочем, теперь-то она “кусается” еще больше. Старинные открытки, особенно видовые или сувенирные, чрезвычайно популярны среди коллекционеров. Бывшая карточка ценой в 5-10 копеек теперь может стоить на антикварном рынке десятки долларов, а более редкостные экземпляры оценивают в сотни и даже тысячи у. е.!
Для автографов
Немалую толику художественных открыток составляли карточки с портретами известных людей. Персонажами открыток были цари и члены царской семьи, выдающиеся исторические деятели, полководцы, прославленные ученые, писатели, композиторы и даже цирковые борцы. А революционеры-эмигранты заказывали в зарубежных типографиях карточки со своими вождями – и тайно провозили их через границу для распространения в массах.
Особенно велик был диапазон портретных открыток с изображениями актеров – оперы и драмы, оперетты и балета.
О популярности артиста можно было судить по количеству выпусков. Портреты малоизвестных актеров встречались на одной-двух открытках. Тогда как знаменитостей запечатлевали чуть ли не в каждой роли, да и не один раз. Для киевских певцов Оскара Камионского, Федора Орешкевича, Екатерины Воронец, актеров драмы Евгения Неделина, Степана Кузнецова, Анны Пасхаловой при желании можно было составить немалую коллекцию. Тот же Дмитрий Марков порой давал возможность покупателям, желающим сэкономить, разжиться “в одном флаконе” сразу несколькими портретами – и группировал на открытке ряд карточек собственной фирмы. Внимательный взгляд может даже разглядеть канцелярские кнопки, которыми Марков закреплял на ровной поверхности объединяемые снимки.
Особенную радость владельцам подобных открыток доставляли автографы изображенных на них актеров – на обороте или даже, еще лучше, с лицевой стороны. Этим увлекались многие любители театра. Известно, что на столе Михаила Булгакова в квартире на Андреевском спуске, 13 стоял портрет известного оперного солиста Льва Сибирякова с личным посвящением юному поклоннику.
Правда, далеко не всем ловцам автографов удавалось заполучить желанную добычу. Но и здесь им приходили на помощь бизнесмены. К примеру, накануне очередных киевских гастролей прославленного баса Федора Шаляпина местный издатель Мяновский выпустил открытку с портретом кумира. А под портретом было помещено четкое и вполне правдоподобное факсимиле подписи певца. Такой открыткой можно было при случае похвастаться перед знакомыми – разумеется, за исключением тех, кто также посещал заведение Мяновского.
На добрые дела
В высшей степени симпатичным предназначением художественных открыток было их использование для нужд благотворительности. Регулярно появлялись выпуски почтовых карточек, плата за которые (с наценкой или без) шла на осуществление какого-либо филантропического проекта.
Наибольшую активность в этом направлении проявила община Св. Евгении в Петербурге, которая опекала престарелых и больных сестер милосердия Красного Креста. Общине покровительствовала принцесса Евгения Ольденбургская (внучка Николая I). Она же возглавляла в России Императорское общество поощрения художеств. Благодаря такому соединению обязанностей возникла плодотворная идея. При общине было организовано издательство, которое стало выпускать открытки с репродукциями произведений искусства. Живописцы и графики, состоявшие в обществе поощрения художеств, охотно соглашались на то, чтобы их работы попали на открытки, не требуя за это авторского вознаграждения. Выручка от реализации почтовых карточек, художественных конвертов и другой продукции издательства пополняла кассу общины. В то же время эти открытки, оформленные с большим вкусом, пропагандировали в массах современное искусство.
Помимо репродукций, община Св. Евгении выпустила много открыток с видами исторических городов. Они выходили целыми сериями, уложенными в оригинальные конверты. Так, в издательстве общины вышли виды фасадов и интерьеров Софийского собора, серии со старыми фотоснимками “Киев в половине XIX в.” и “Киев в 70-х годах XIX в.”.
Из киевских учреждений больше всего добрых дел с помощью открыток осуществляли структуры в поддержку неимущих воспитанников учебных заведений. К примеру, интересными и довольно редкими выпусками карточек мы обязаны Попечительному обществу Владимирского Киевского кадетского корпуса, обществу вспомоществования бывшим воспитанникам Киевского военного училища. Большую ценность представляет собой серия открыток общества вспомоществования нуждающимся ученикам Киевской 1-й гимназии. На них изображены не только фасад гимназического здания, но и интерьеры актового зала, библиотеки, гимназический двор, в котором играют ученики, и т. п. Благодаря этому мы лучше представляем себе, в каких условиях учились Михаил Булгаков, Константин Паустовский, Александр Вертинский и другие знаменитые киевляне.
Когда началась Первая мировая война, от боевых действий сразу сильно пострадали бельгийцы и поляки. Киевляне решили оказать им помощь, и были изданы специальные открытки “Киев – Польше”, “Киев – Бельгии”. А в нелегкий период после Гражданской войны Украинский Красный крест, оказавшийся в эмиграции, воспользовался выпусками дореволюционного издательства “День”, которое напечатало в 1910-е годы на почтовых карточках свыше 20 пейзажей Киева. Для них сделали новую оборотную сторону с надпечаткой “Поможіть голодним на Україні!”
Смех беззлобный и грозный
Среди жителей Киева были в ходу юмористические и сатирические открытки. Они донесли до нашего времени зримое представление о том, над чем смеялись киевляне лет сто назад.
Особенно преуспел в этом направлении предприимчивый делец Соломон Абрамов. Основанное им в 1904 г. киевское издательство “Рассвет” выпустило не одну сотню карточек-карикатур, порой не лишенных пикантности. На многих из них были помещены рисунки талантливого художника-графика Владимира Кадулина (он подписывался также псевдонимом “Наядин”). Кадулин-Наядин, в частности, стал автором больших серий открыток-карикатур “Типы студентов и курсисток”, “Типы гимназистов и гимназисток” – ярких, изящно нарисованных, необычайно смешных. Вот некоторые из сюжетов: “Финансовое право” – студенты стоят в очереди в ломбард, “Хирургия” – студент-медик штопает себе штаны, “Равновесие тел в пространстве” – два подвыпивших студента пытаются удержаться на ногах…
Тот же “Рассвет” издавал на открытках рисунки художника, подписывавшегося “В. Гулак”. Его гротескные карикатуры представляли собой анекдотические сюжеты-сценки на темы взаимоотношений украинцев и “москалей”. Гулак сотрудничал также с Дмитрием Марковым. В 1905-1906 гг., когда в охваченной революционными событиями России притихла цензура, Марков выпустил серию карикатур-силуэтов работы Гулака. Они бичевали лицемерные “свободы”, дарованные известным царским манифестом 17 октября. Один из силуэтов выглядел уже не смешно, а грозно: разряженный буржуй получает крепкий удар в физиономию, а подпись гласит: “По заслугам!”.
Казалось бы, совсем не давали повода для веселья киевские события начала 1918 года: в городе происходило восстание, он подвергался большевистскому обстрелу, потом был занят немецкими войсками. Но и тогда на открытках появились карикатуры-силуэты за подписью В. Л.: “Под обстрелом”, “Ваш документ!”, “Пришел! Увидел! Победил!” и т. п. Поистине, киевляне никогда не теряли чувства юмора.
Додати коментар