Учитывая вклад общества в развитие российской авиации, его членов без преувеличения можно назвать пионерами авиастроения. Это и сам глава КВО Дэлонэ — планерист и конструктор, и Александр Кудашев — автор и испытатель первого российского самолета с бензиновым двигателем, и Дмитрий Григорович — изобретатель гидросамолета, и конструктор дирижаблей Федор Андерс, и, конечно же, Игорь Сикорский. Кроме того, в общество входили вундеркинд Александр Карпека (свои первые самолеты он построил будучи 13-летним гимназистом!), один из наилучших летчиков мира Свешников, почетным членом являлся Федор Терещенко.
Штаб-квартира КВО находилась на углу Крещатика и Прорезной, 2. А вот испытательные и спортивные полеты проходили на городских ипподромах, военных стрельбищах, Спортивном поле, поле Рубежевской колонии. Что же касается собственного аэродрома общества, то его открыли на Куреневке 18 сентября 1911 года.
Первый самолет общества (и вообще в Киеве) соорудил студент Федор Былинкин. В 1909—1910 годах были созданы еще несколько моделей, однако подняться в воздух им не удавалось. Посему путь к киевскому небу прокладывал заграничный “Фарман” под руководством Сергея Уточкина, который взлетел с Сырецкого ипподрома 21 апреля 1910 года и продержался в воздухе ровно 3 минуты. А через месяц первый полет на своем бензиновом самолете совершил профессор Кудашев. Вскоре покорял небо Гейне. В следующем году свои достижения демонстрировали Сикорский и Андерс.
Важную роль в пропаганде идей авиации и воздухоплавания играли выставки КВО. Первая такая открылась в январе 1911 года (и длилась 10 дней) в новом помещении Публичной библиотеки. Поскольку читальные залы заведения поначалу не были укомплектованы мебелью, Дума дала “добро” на проведение здесь также грандиозного благотворительного аэробала, прибыль от которого перечислялась на строительство аэростата “Киев”.
Бал состоялся 4 января 1911 года. Съехалось все городское начальство, местная пресса и авиаторы. Балет Городского театра, три оркестра, шикарные карты вин в ресторации, специальная беспроигрышная лотерея способствовали хорошему настроению публики. Посетителям предлагались проекты воздушных змеев, демонстрировалась кинохроника.
С началом Первой мировой войны общество воздухоплавания прекращает работу — большинство его членов мобилизовали в авиачасти. Однако уже в 1915 году на всем первом этаже правого крыла главного корпуса Политеха, в коридорах, а также частично в актовом зале разворачиваются мастерские, предназначенные для ремонта трофейных летательных аппаратов. Рядом восстанавливается аэрогараж, где строились самолеты типа “Альбатрос”. К слову, мастерские КПИ специализировались и на массовом выпуске винтов собственной конструкции — воздушные винты “Братья Касьяненко” оказались совершеннее французских.
После проведения в институте перестройки в главном корпусе под актовым залом создается исследовательская лаборатория двигателей и авиастроения (1921), которая в дальнейшем стала базой для введения на механическом факультете авиаспециализации. С 1922-го восстанавливается работа авиакружка, в следующем году он преобразовывается в Авиационное научно-техническое общество. Со временем в КПИ появляется авиационный факультет, а в 1933-м его превращают в Киевский авиационный институт, ныне — Национальный авиационный университет.
8-12 червня у Гостомельському льотно-випробувальному центрі авіасалон АвіаСвіт-ХХІ: http://www.aviasvit.com.ua/news.php?new sid=1
http://peoples.ru/technics/aviator/utoc hkin